- 27 листопада росіяни вбили 2 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- У Кураховому залишаються 625 осіб - ОСУВ "Хортиця"16:00
- Почалася евакуація мешканців прифронтової Донеччини до Івано-Франківської області13:00
- 26 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- В «ДНР» заочно приговорили к 23 годам командира «Грузинского легиона» Мамулашвили16:00
- 25 листопада росіяни вбили 1 і поранили 1 жителя Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 25 листопада11:00
Дончанин проехал автостопом четыре страны
Все отпуска строитель Александр Стонаев, он же Гусар, проводит в пути
Необычное увлечение для участника клуба автостопа «Магистраль» началось 15 лет назад. Рассказали о таком способе дешево путешествовать друзья, но главное, чего хотелось, - романтики дороги и преодоления препятствий. С тех пор ни один год не обходится без хотя бы одного тура.
Трасса стала комфортнее города
Сам себя мужчина называет хиппи и неформалом. Свободный странник настолько сроднился с нестандартным стилем жизни, что уже даже не представляет, как можно существовать иначе.
- Когда я стою на дороге, у меня никогда не бывает плохого настроения, - признается он. - Даже не знаю, смог бы я увидеть и испытать столько, если бы не попробовал однажды выйти на трассу и «поймать» свою первую машину. Впрочем, даже вначале нисколько не сомневался. Желание увидеть новые места было слишком велико. Привлекают не только города и природа, а и сам процесс. Я пытаюсь находить баланс рабочего и свободного времени. Всё, что нужно, это вместительный рюкзак, удобная обувь и одежда, спальник, палатка (зависит от того, куда едешь) и готовность выдерживать трудные условия. Но отрицательных эмоций и воспоминаний у меня нет - все, что происходит в пути, автостопщики оценивают как очередное приключение и необходимый опыт.
Сейчас Александр настолько укомплектован, что уверяет - на трассе чувствует себя комфортнее, чем в городе. Возит с собой газовую плиту, на которой всегда можно приготовить горячую еду и чай прямо неподалеку от дороги. Главное только ставить палатку не на самом видном месте - это обычно не нравится милиции.
Таким образом дончанин объехал всю Россию - от дальнего востока до крайнего севера, побывал на Сахалине, в Грузии, Польше и Турции. Сам говорит, что главное - не бояться: «карту в руки и вперед!».
- На самом деле это не сложно и почти не опасно, - рассказывает он. - 99 процентов водителей останавливаются, чтобы подвезти. Стоит насторожиться, только если видны какие-то проявления агрессии, а так можно смело садиться. К тому же большинство людей отзывчивые и дружелюбные. Положительно к хитчхайкерам относятся и милиционеры. Например, не трогают, если спишь где-то в парке на лавочке. Возможно, оттого, что знают - денег у таких нет, да и порядок не нарушают. За день проехать можно от 1000 км и больше. Есть и нюансы. К примеру, в Украине автостоп пока немного похуже, чем в России. Да и там чем дальше от цивилизации, тем легче тормознуть авто. В Абхазии и на Кавказе проблем вообще не возникает из-за радушного менталитета, как и в Европе. Продвинута в этом плане Турция.
В последней, по словам путешественника, можно расположиться почти в любом месте, даже в городе. Палатку разрешается устанавливать где угодно, за что у нас непременно придется заплатить штраф. К слову, об этом они с попутчиком узнали только в конце пребывания в стране.
- Можно ночевать в палатке на заправке, - продолжает «стопер». - Люди приглашают на чай и предлагают помощь. Так посетили Стамбул, Анталию, Анкару. Но ни об одном городе, где был за все годы, не могу сказать, что знаю досконально. Подолгу задерживаться в одном месте не хочется и едешь дальше, а маршруты стараюсь не повторять. На Кавказе и в Абхазии тоже вполне реально устроиться на ночлег. Там приглашают в гости даже незнакомого прохожего. А на Севере, в Новом Уренгое, например, двери в поселках замыкать стали только лет пять назад. До этого их держали открытыми, и войти мог любой желающий - замерз, вошел в дом, попил чая и ушел. Думал, что это сказки, пока не столкнулся сам.
В далеких странах, конечно, желательно знание иностранного языка. Но можно и обойтись, выучив лишь несколько фраз: приветствие, объяснение причины остановки и пункт прибытия.
Вообще ездить лучше самому или с напарницей. Двоих мужчин многие водители брать побаиваются. Да и в большинстве фур всего одно свободное место. Правда, если попутчик опытный, на главных дорогах можно разделиться, а более сложные отрезки маршрута проходить вместе.
При минус 36 ночевал в тундре
- В 2008 году, зимой, съездил в Игарку за Полярный круг, - вспоминает Гусар. - До и после нас с товарищем никого из «автостопщиков» там не было. Маршрут привлек своей непроходимостью и живописностью. Летом добраться туда можно только по воздуху или Енисею, а зимой по «зимникам» - специальным дорогам, прокладываемым только на этот период. Пока ехали, пришлось заночевать в тундре прямо в палатке. А когда проснулись, нам сказали, что этой ночью на улице было 36 градусов ниже нуля. Кстати, мы этого особо не почувствовали, я даже не использовал второй спальный мешок - обошелся одним, надев поверх чехол и вложив внутрь грелку. Потом отправились на Ванкорское нефтегазовое месторождение, где было минус 47. Зато теперь знаем, что вполне можем выдержать такую температуру!
Попасть на дорогу, ведущую туда, было не просто - пришлось оформлять специальные пропуска, что затянулось на несколько дней. Без бумажной волокиты путешествие заняло бы три недели, с ними потратить пришлось месяц.
- А на обратном пути мы «застопили» самолет, - смеется Александр. - Подружились с начальником охранного предприятия местного месторождения, и он помог улететь на вахтовом самолете. Перекантовались на пустом аэровокзале в здании кафе, куда нас пустил сторож. Замечательные условия!
В 2001 году приходилось бывалому экстремалу уезжать и на катере. Из порта Сергино Ханты-Мансийского округа добраться нужно было до Салехарда. Радушные портовые работники приютили в каморке для грузчиков, договорились с капитаном и четыре дня плыли на судне.
- Проходили и восточное побережье Байкала, - припоминает донецкий строитель. - Там официально нет дорог, только оставшаяся после БАМа трасса для подвоза стройматериалов. По ней можно проехать только на вездеходе. Сначала подобрали геологи, поселили у себя, накормили, оставили запасы еды и предупредили, что машины тут проезжают раз в два дня. И что вы думаете! Уже через полчаса мы садились в то самое авто, что так редко там проезжает. Ехать пришлось часов восемь несколько сотен километров в кузове на картошке...
Водители становятся почти друзьями
Одно из самых интересных впечатлений во всем процессе - новые знакомства. Фартит не всегда, иногда приходится дожидаться своей машины подолгу. Чтобы такого не случалось, у Александра есть свой способ - «приношение жертвы трассе». Это значит, нужно бросить на дорогу монетку или вылить немного пива, загадав при этом, чтобы тебя подобрали.
- Срабатывает! - уверяет он. - Застрял как-то, поток машин хороший, а не везет. Кинул пять копеек, и уже второй автомобиль тормознул. Водитель оказался священником, и я сразу приготовился общаться на духовные темы. А в итоге оказалось, что он бывший «автостопщик» и хиппи, не оставивший это увлечение и сейчас. Недавно он совершил крестный ход с иконой по периметру всей России, ездит автостопом и в рясе просто для удовольствия. Всю дорогу проговорили об общих интересах.
Автомобильных историй в запасе у Александра множество. Однажды ему приходилось ехать с мужчиной, в буквальном смысле вернувшимся с того света. Как-то его машина поломалась между двумя населенными пунктами в Якутии, до ближайшего - 100 км. Пока шел, замерз, тело нашли собаки местных жителей. Беднягу они привезли в свой поселок, так как погода была не летная, вертолет с помощью выслать не смогли. Три месяца местный шаман приводил замерзшего в чувства и еще пять лет ставил на ноги, учил ходить и разговаривать. Вернувшись домой, шофер обнаружил, что остался без дома и семьи.
- После таких разговоров чувствуешь, что человек тебе уже не чужой, - признается автостопщик.
Пять правил хитчхайкера
- Профессиональные хитчхайкеры уважают друг друга. Если на трассе уже голосует кто-то, нельзя становиться впереди него.
- Всегда надо общаться с водителем, он вас для этого и берет. Улавливать позитивные интересные темы, ни в коем случае не спать, оказывать помощь при поломках и неприятностях.
-Нельзя говорить о политике, спортивных и музыкальных предпочтениях.
-Тормозить лучше за постом ГАИ и переездом, на развилке, дорогах с обочинами, чтобы можно было остановиться.
-Два общепринятых жеста: оттопыренный вверх большой палец (лучше не использовать в Греции и Италии, там это оскорбительный жест), открытая поднятая вверх ладонь.
Марина Самара.
Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, экстрим, дорога, автостоп
- Ездить в "неотложке" станет комфортнее
- Губернатор рассказал, когда будет закончено строительство объездной дороги вокруг Донецка
- Угольщикам должны семь миллионов триста тысяч зарплаты
- В Донецке меняют схему движения транспорта
- В Донецке презентовали систему управления дорожным движением (ФОТО)
- ГАИ: дорога на Мариуполь открыта, но ситуация сложная
- 27 листопада росіяни вбили 2 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- У Кураховому залишаються 625 осіб - ОСУВ "Хортиця"16:00
- Почалася евакуація мешканців прифронтової Донеччини до Івано-Франківської області13:00
- 26 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- В «ДНР» заочно приговорили к 23 годам командира «Грузинского легиона» Мамулашвили16:00
- На окупованій Луганщині зник Youtube - СМИ13:00
- 25 листопада росіяни вбили 1 і поранили 1 жителя Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00