Как рождались шедевры Васнецова

14.05.2013 17:50
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Как рождались шедевры Васнецова

Завтра исполняется 165 лет со дня рождения самого сказочного художника - Виктора Васнецова. Сын священника, он и сам учился в Вятской духовной семинарии. С благословения отца оставил её и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Начинал с бытовых сюжетов, а потом переключился на былинно-исторические и сказочные, которые и принесли ему славу. Не забывал Виктор Михайлович и религиозную стезю. Его работы можно увидеть во Владимирском соборе Киева, в храме Воскресения Санкт-Петербурга... А вот о том, что Васнецов связан с Донбассом, знают немногие. В своё время ему, переживавшему тяжёлый кризис (творческий конфликт и разрыв с передвижниками, одиночество, безденежье, сомнения в своей творческой состоятельности), оказал поддержку меценат Савва Мамонтов. Он заказал молодому художнику специально для Правления Донецкой каменноугольной железной дороги три картины, раскрывающие суть т.н. мамонтовской дороги (вошла в строй в 1882 году, связав Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт). Так появились великолепные «Битва русских со скифами» (прошлое донецкого края), «Три царевны подземного царства» (богатство наших недр) и «Ковёр-самолет» (образ новой магистрали, символ скорости - кстати, первая сказочная картина Васнецова). Не менее интересна история написания пяти самых известных картин Мастера.

«После побоища Игоря Святославича с половцами»

Полотно, имеющее непосредственное отношение к нашему краю (по мнению исследователей, битва полков Игоревых с половцами произошла на территории теперешней Донецкой области), увидело свет в 1880 году. Первые этюды запечатлели разгар сражения, но потом автор изменил концепцию, решив показать поле уже после боя… Картину, выставленную на Восьмой выставке передвижников, приняли неоднозначно. Пока одни (Мясоедов) ругали Васнецова за отход от реалистического искусства, другие (Репин) уверяли, что свет увидела «замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь, каких ещё не бывало в русской школе». Сказал своё слово и Третьяков, который приобрёл полотно прямо с выставки.

«Царь Иван Васильевич Грозный»

Это полотно занимает особое место в творчестве Васнецова, являясь единственным историческим портретом его кисти. По словам мастера, образ Ивана Грозного завладел им ещё в 1878 году, когда он переехал в Москву. «При осмотрах памятников старины перед нами, художниками, всегда вставала тень Ивана Грозного, - уверял Виктор Михайлович. - Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc». Но картина была завершена лишь в 1897-м. Специалисты отмечают точность в передаче царского одеяния того времени. Это касается даже рисунка ткани, что говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-ху­до­же­ствен­ных материалов.

«Алёнушка»

«Алёнушка» давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение, - рассказывал Васнецов. - Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах... Каким-то особым русским духом веяло от неё». Масляный вариант кусочка сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке» был создан в течение года и завершён в 1881-м.

«Богатыри»

Над этой известнейшей картиной, которую многие ошибочно именуют «Три богатыря», Васнецов работал почти 20 лет. Закончена она была 23 апреля 1898-го, и вскоре куплена Третьяковым для его галереи. Размер полотна составил 295,3 на 446 см... Добрыня Никитич - собирательный тип Васнецовых (отца, деда и отчасти самого Виктора Михайловича). Для Алёши Поповича позировал Андрей, младший сын того самого Саввы Мамонтова, который так выручил художника «донецким заказом». А Илья Муромец - производное от Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, и ломового извозчика, которого Васнецов случайно встретил в Москве и уговорил побыть «моделью».

«Витязь на распутье»

Был создан в 1882 году для Саввы Мамонтова. «На камне написано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью», - признавался художник. В начальных версиях картины имелась дорога, но Васнецов убрал её для большей эмоциональности (чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне)… Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.


Подготовил Андрей Питонов.

Теги: искусство, Санкт-Петербург, художник, картина, День рождения, годовщина
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх