Несмотря на угрозу новой волны кризиса, украинцы стали больше тратить

21.09.2011 11:25
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Несмотря на угрозу новой волны кризиса, украинцы стали больше тратить

В августе потребительские настроения украинцев улучшились четвертый месяц подряд. Экспертов настораживает, что тенденции в Украине прямо противоположны настроениям в Европе и США, где наблюдается замедление роста экономики.

Согласно результатам исследования компании GfK Ukraine, в августе 2011 года в Украине было зафиксировано значительное улучшение потребительских настроений. По сравнению с июлем индекс потребительских настроений (ИПН) улучшился на 7,8 пункта, до 81,4, что стало самым высоким значением за весь 2011 год.

Эксперты GfK Ukraine объясняют рост показателей сохранением "неплохих темпов экономического роста" на фоне стабилизации цен и хорошего урожая зерновых.

Несмотря на разговоры о второй волне мирового кризиса, украинская экономика в августе достигла неплохих показателей, считает руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко. На потребительском рынке в августе была зафиксирована дефляция: по сравнению с июлем цены снизились на 0,4%. К тому же в августе наиболее значительно в этом году сократилось количество зарегистрированных безработных - 7,9%. Промышленность также показала достаточно высокий показатель роста: в январе-августе - 8,9%, в августе - 9,6% год к году.

Настроения украинцев улучшились из-за роста деловой активности и доходов населения, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Во-первых, ближе к осени деловая активность в Украине, как правило, оживает. Во-вторых, доходы украинцев за 8 месяцев 2011 года действительно выросли. "Доходы населения все-таки растут, хоть и не такими темпами, как хочется. Поэтому уже есть настроение что-то потратить", - говорит аналитик.

По его оценке, реальные доходы украинцев за 8 месяцев выросли примерно на 4-5%. В то время, как, по данным Госкомстата, данный показатель повысился на 7,6%.

Улучшение настроений в августе, по словам Охрименко, связан именно с ростом доходов, а не со снижением цен на потребительском рынке. Так, несмотря на то, что цены на овощи в августе снизились (что стало основным драйвером официальной дефляции), цены на основную продукцию животноводства (мясо, молоко, яйца) выросли.

Частично потребительским настроениям оказал поддержку рост кредитования физлиц, говорит Николай Ивченко. По данным Нацбанка, на которые ссылается эксперт, в августе был отмечен прирост объемов кредитования физлиц в гривне на 3,35 млрд.грн., что значительно больше, чем в июне (1,8 млрд.грн.) и в июле (2,5 млрд.грн.). "Это говорит о том, что коммерческие банки начали предоставлять потребкредиты, кэш-кредиты, в том числе авто-кредиты", - отмечает Ивченко.

О том, что потребители воспользовались увеличением предложения кредитов от банков, говорят и данные по продажам автомобилей в августе. По итогам месяца они выросли на 54% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В августе дилеры сумели побить рекорд пикового июля на 4,8%.

Однако испытывать иллюзии по поводу устойчивых тенденций в Украине не стоит, говорят аналитики. "Оценка потребительских настроений в Украине в августе слишком оптимистична, и говорить о стабильном росте пока рано", - уверен Николай Ивченко.

Замедление мировой экономики пока не слишком влияет на стабильность финансовых рынков Украины, но, вполне возможно, что это лишь временное затишье. Мировые тенденции, в частности, в Европе и США, кардинальным образом отличаются от тенденций в Украине. Так, в августе 2011 года индекс экономических ожиданий в Германии, крупнейшей экономике Европы, установил новый исторический минимум. А потребительские настроения в США в августе опустились до самого низкого уровня с зимы 2008 года.

С определенным запаздыванием этот процесс может начаться и в Украине, допускает Николай Ивченко. "В случае продолжения ухудшения ситуации в мировой экономике, в частности, в США и еврозоне, или ускорения девальвации гривни, в октябре-ноябре потребительские настроения могут ухудшиться", - говорит аналитик Forex Club.

Поэтому ожидать улучшения потребительских настроений в Украине в сентябре не стоит. В лучшем случае, потребительские настроения в стране останутся на прежнем уровне. В сентябре настроение еще могут улучшиться, говорит Николай Ивченко, однако в целом по осени ожидается некоторое ухудшение. Кроме того, в сентябре может замедлиться и рост доходов населения.

"Ключевым фактором дальнейшей динамики ожиданий будет способность правительства не допустить скачков цен на продовольствие, характерных для прошлой осени", - считают аналитики GfK Ukraine.

В целом к концу года (и, в частности, в сентябре) ситуация на потребительском рынке также может характеризоваться положительной динамикой, допускает Александр Охрименко. Этому будет способствовать прогнозируемый высокий урожай зерновых в стране, а также высокая вероятность отсутствия сильных скачков и экономических катаклизмов на валютном рынке Украины.

Благоприятно на потреблении в конце года скажутся выплаты доплат, премий и бонусов работникам. Мотивация в виде бонусов и доплат была популярна до кризиса, и есть все шансы, что работодатели будут использовать такие виды поощрения в этом году.


По материалам: biz.liga.net

Теги: экономика, Украина, статистика, покупки
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх