- 27 листопада росіяни вбили 2 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- У Кураховому залишаються 625 осіб - ОСУВ "Хортиця"16:00
- Почалася евакуація мешканців прифронтової Донеччини до Івано-Франківської області13:00
- 26 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- В «ДНР» заочно приговорили к 23 годам командира «Грузинского легиона» Мамулашвили16:00
- 25 листопада росіяни вбили 1 і поранили 1 жителя Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 25 листопада11:00
Глухая стена равнодушия. Мужчину насильно поместили в психбольницу, а затем ограбили
«Я, Галай Владимир Прокофьевич, обращаюсь к вам за помощью, так как прокуратура и милиция на мои неоднократные заявления не реагируют. 27 декабря 2011 года мой племянник Вадим Галай с помощью работников милиции отвёз меня, здорового человека, в психиатрическую больницу города Донецка. Его целью было завладеть моим имуществом…».
(Из письма жителя Тельманово Донецкой области Владимира Галая в редакцию газеты).
В психушку - в наручниках
Невысокого роста сухощавый мужчина 79-ти лет в который раз словно заново переживает те события.
- Жена моя умерла в ноябре 2011 года. А через три дня пришёл племянник Вадим и заявил, что он меня отправит в дурдом, - рассказывает бывший колхозный механизатор. - За что? Ты, такой-сякой, денег не даёшь, и так далее. А ведь я его воспитывал с двух лет, поскольку сестра, мать Вадима, болеет психическим расстройством. После «сороковин» к дому подъехала «скорая помощь», милиция, но я дверь не открыл…
Через несколько дней, когда Владимир Прокофьевич собирался пойти на кладбище, племянник явился вновь с той же командой. На старика надели наручники, погрузили в автомобиль и отвезли в Донецк. Эту картину наблюдал и подтвердил в беседе Владимир Полтавский, живущий напротив.
- Я просил снять наручники, - продолжает Владимир Галай, - но бесполезно. Только когда мне стало плохо (у него больное сердце. - Прим. Ю.Щ.), освободили одну руку для укола, потом снова надели, - при этих словах старик начинает плакать.
В больнице племянничек оставил дядю почти без одежды, забрал куртку с деньгами, которые впоследствии исчезли, ключи. С новым пациентом побеседовал один врач, кстати, ранее лечивший сына гражданской жены Вадима.
Тем временем возмущённые соседи старика сообщили о происшедшем другим род-ственникам. Двадцать пять жителей улицы Юбилейная и восемь человек родни подписали письмо на имя главного врача областной клинической психиатрической больницы
О. Студзинского, где указывали, что Владимир Галай совершенно здоров и не требует никакого лечения. Много лет они знают его как нормального, весёлого и жизнерадостного человека. А попытка объявить Прокофьевича психически больным - затея неблагодарного племянника. Словом, на следующий день мнимый больной был уже дома. При выписке врач сказал внуку Владимиру Токарю, что они поняли: дед ни при чём...
Основанием же для доставки Галая в психбольницу послужило направление, выданное врачом-терапевтом центральной районной больницы Александром Узуном. Причём если в документе от 22 декабря 2011 года диагнозом был определён «сильный психоз», правда, под вопросом, то через пять дней уже «сильный психоз с проявлениями агрессии». Сам Александр Григорьевич пояснил это так:
- Где-то полгода я лечил жену Галая. Он вроде как ничего был, агрессии не проявлял. Потом его сын (таковым назвался Вадим. - Прим. Ю.Щ.) стал жаловаться, что отец замахнулся на соседа топором и в него якобы бросал, что он невменяемый. Давайте, мол, повезём его в больницу. Отвечаю: «Везите». Но он категорически отказывается, объясняет Вадим (на самом деле подобного предложения Владимиру Прокофьевичу не поступало. - Прим. Ю.Щ.). Я и выписал направление, указав, со слов ходатая, о проявлениях агрессии. Вдруг и вправду что-нибудь натворит…
Уголовное дело решили не возбуждать
За те сутки, что нормальный человек провёл в психушке, дома у него многое изменилось. Из сейфа исчезли 49,5 тысячи гривен. Не стало золотых изделий, документов, инструмента, части одежды. Новый «хозяин» сдал на колбасу коз, порубил почти всех бройлеров и даже успел вывесить объявления о продаже дома и старенького «Москвича» (?!).
Деньги, которые оказались в квартире гражданской жены Вадима, вернули с помощью милиции, хотя, как утверждает Владимир Прокофьевич, их стало на три с половиной тысячи меньше. Отдал племянник и документы, а остальное как в воду кануло.
И тогда пострадавший с помощью внука Владимира написал заявление в райотдел внутренних дел с просьбой привлечь к ответственности виновных в незаконном помещении его в психиатрическое заведение и воровстве имущества. Вот тут и началась чехарда. Следствие отказало в возбуждении уголовного дела по факту кражи из-за отсутствия состава преступления. Мол, деньги и документы Вадим забрал с целью сохранения. Не хватает денег? Так дядя неправильно считал, пояснил племянник. А что касается живности и прочего, то они являются совместно нажитым имуществом. Поскольку не все убытки обнаружились сразу, в прокуратуру Тельмановского района направили дополнительное заявление, которое ничего не дало. По поводу отказа в возбуждении уголовного дела по факту кражи оттуда поступило разъяснение, что обжалование прокурору таких выводов следствия не предусмотрено новым Уголовно-процессуальным кодексом, и нужно обращаться в суд. А закрытие уголовного производства за незаконное помещение в психиатрическую больницу можно обжаловать в про
куратуре района или области. Обжаловали, и что? Ничего не дали и обращения в вышестоящую, областную инстанцию. Оттуда просто спускали бумаги вниз.
Но особенно огорошило постановление о закрытии уголовного производства по факту незаконного помещения заведомо здорового гражданина в психиатрическое учреждение.
В Законе Украины «О психиатрической помощи» статья 11 гласит: «Умышленная подача заявления о психиатрическом осмотре лица, которое содержит неправдивые или неточные сведения о состоянии психического здоровья этого лица, влечёт за собой ответственность, предусмотренную законом».
Соседи Николай Коновалов, Тимофей Хримли, Владимир Полтавский, Прасковья Фелискевич в один голос опровергли домыслы об агрессивности, избиении жены и прочих проявлениях неадекватности Галая. Именно к Прасковье Андреевне подходил Вадим с просьбой подписать заявление, будто бы дядя угрожал соседям ножом и топором, однако получил от ворот поворот. Только добрые слова я услышал от жителей улицы о Владимире Прокофьевиче и его покойной жене Марии Михайловне. Дружная, работящая семья. Старик и сегодня трудится на огороде, дер-жит хозяйство, водит автомобиль. Для характеристики же племянника у людей не нашлось приличных слов.
Собственно, Владимира Прокофьевича огорчают не столько материальные потери, сколько моральная сторона случившегося. «За что?» - этот вопрос он задавал себе неоднократно. О том же самом я хотел спросить и у Вадима, но его мобильник отвечает однообразно: «На даний момент абонент не може…». Впрочем, вряд ли стоило рассчитывать на правду и раскаяние.
Такая вот история. Человека унизили, оскорбили, оклеветали, и никто не виноват. Глухая стена вокруг. А в посёлке, где все обо всех всё знают, где поступки каждого на виду, люди теряют веру в справедливость.
Комментарий юриста
Надо обжаловать
Адвокат с большим опытом и стажем работы Геннадий Солодовник, ознакомившись с постановлением о закрытии уголовного производства, пояснил, что в данном случае не было необходимости направлять гражданина Галая в психиатрическую лечебницу. Во-первых, он никогда не состоял на учёте у психиатра; во-вторых, никаких действий, которые причинили бы вред окружающим, не предпринимал. И последнее: почему-то не были опрошены соседи, другие родственники, а ссылка делалась только на пояснения одного племянника. Если говорить об ответственности, то согласно статье 151 Уголовного кодекса Украины помещение в психиатрическое учреждение заведомо психически здорового лица наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Что касается отказных материалов по фактам кражи, то их надо обжаловать в судебном порядке или в вышестоящие органы.
Юрий Щербак. Фото автора.
Теги: Донбасс, Донецкая область, милиция, Тельманово, прокуратура, психиатрическая лечебница
- Донецкими милиционерами занялись в прокуратуре
- В Тельманове задержали "террористов", угрожавших взорвать магазин
- В Донецкой области судебный исполнитель попался на крупной взятке
- В Донецкой области большинство коррупционеров выявлено в милиции и среди чиновников
- Зампрокурора Донецкой области разложил УПК "по полочкам"
- Кулаки-воспитатели и мочалки-террористки наносят детям увечья
- 27 листопада росіяни вбили 2 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- У Кураховому залишаються 625 осіб - ОСУВ "Хортиця"16:00
- Почалася евакуація мешканців прифронтової Донеччини до Івано-Франківської області13:00
- 26 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- В «ДНР» заочно приговорили к 23 годам командира «Грузинского легиона» Мамулашвили16:00
- На окупованій Луганщині зник Youtube - СМИ13:00
- 25 листопада росіяни вбили 1 і поранили 1 жителя Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00