- 26 грудня росіяни вбили 3 і поранили 2 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 26 грудня12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Фонд Бориса Колеснікова провів різдвяну акцію для дітей Донеччини08:00
- 24 грудня росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- В окупованій Ясинуватій підвищили вартість проїзду в автобусах16:00
- 23 грудня росіяни вбили 1 і поранили 2 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
"Нас мешали с землей, а мы соблюдали "режим тишины". Исповедь димитровского предпринимателя, ставшего воином
"Мне приятно, что такой человек живёт в нашем городе", - признаётся мэр Димитрова Руслан Требушкин, говоря об Алексее Никитове. Бывший шахтёр и предприниматель, он стал одним из немногих димитровчан, ушедших на войну добровольцами. Вернувшись с фронта, создал общественную организацию "Контроль та Безпека", которая борется с внутренними врагами, беспокоясь о безопасности мирных жителей.
Вернуться через жизнь
За плечами у Алексея - десять лет горняцкого стажа. Работал на шахте им. Стаханова, на Красноармейской-Западной (теперь - ШУ "Покровское"). Потом стал частным предпринимателем.
"А потом грянула война... Что ни день - то новые жертвы, новые потери наших территорий. Не мог сделать вид , что это не моё, что и без меня есть кому защищать Украину, не мог спокойно спать ночами, в рот кусок не лез. Чувствовал свою ответственность за всё, что происходит", - делится он.
Пришёл момент, когда Никитов заявил любимой: "Всё, больше не могу!" И отправился записываться в добровольцы.
"Я очень благодарен ей за понимание... Когда уходил, смотрел на дом и морально себя готовил к тому, что больше не увижу ни его, ни жену, ни детей. Внутри всё на куски разрывалось, в горле ком стоял, - признаётся он. - Обещал, что уйду на две недели, мол, сформируемся и вернёмся в Димитров. Но с родными увиделся только через пол года. А точнее - через жизнь..."
Карловский расстрел
Он влился в добровольческий батальон "Днепр-1", в составе пятой роты. После соответствующей подготовки, которая продолжалась всего месяц, прошёл немало боёв на Луганщине и Донетчине.
"Я занимался каратэ-до (по школе "Шотокан"). Любой вид спорта дисциплинирует. Конечно, спортсменам легче адаптироваться в экстремальных условиях. Но если говорить о войне... Она забрала моих побратимов, которых хорошо знал. К такому не привыкнешь… Артобстрелы - стандартная обстановка. Да, неприятно... Каждый нормальный человек переживает за свою жизнь. Но больше помнятся бои с применением стрелкового оружия, на открытой местности", - рассказывает Алексей.
Одним из таких стал бой за Карловку 10 июля 2014-го. Скорее даже - разведка боем, которая закончилась трагично.
"Не по уму было построено... Шли мы, как мишени. Там полегли ребята со смежного подразделения, из роты снайперов. Двух в семи метрах от меня положило. Один на месте погиб от прямого попадания пули в голову, второй умер потом в госпитале от огнестрельных ранений, - вспоминает Никитов. - Мы ехали на броне, спешились. Совсем немного не дошли до поворота на Карловку и попали под шквальный огонь из автоматов и пулемётов. Позиций противника не видели. Потом уж поняли, что били по нам с возвышенности - с церкви и заправки".
Он молился в тот момент не за свою жизнь, а за родных и близких. Просил у Господа мира для них и счастья. А вокруг свистели пули, да так близко, что чувствовалось шевеление воздуха.
"То, что нас всех не положили (из 5 роты " Днепр-1" нас было менее 20 человек, а также ребята из "Правого сектора", "Донбасса" и 93-й бригады ВСУ) - это чудо Господне, - считает Алексей. - Мы ведь были как на ладони. Сами же стреляли вслепую. В тот бой я шёл с гранатами (РГД, Ф-1), толку от которых тогда не было, пистолетом ПМ и автоматом Калашникова, из которого отстреливался. Если бы мы в панике побежали, нас бы в спину - всех... С нами был командир Владимир Шилов (родом из Донецка, позже был ранен во время одного из сражений под этим городом; благодаря ему и была сформирована 5-я рота). Он отходил в числе последних, эвакуируя с поля боя тяжело раненого бойца Отходили мы пятясь, кто-то - в полуприседе. Но не бежали, огрызаясь, чем утихомирили оккупантов".
Позже наши таки отбили Карловку. И не только её. Дошли до окраин Донецка. А потом было вторжение российской регулярной армии, минские переговоры и неопределённость, которая до сих пор дамокловым мечом висит над Донбассом.
Битва за воду
В отличие от многих других добровольцев, он не стал брать позывной. Лишь в некоторых операциях пользовался одноразовыми позывными. "Я оказался в списках с именами-фамилиями, адресами, родственниками, которые попали к оккупантам. Так что не было смысла "шифроваться", - объясняет Алексей. - Поговаривали, что наши данные слил врагу кто-то из "оборотней" в милиции".
Он всё чаще начал заниматься оперативной работой в тылу. Дело не менее опасное, чем передовая. Светится не хотелось. Но пришёл момент, когда и лицо прятать уже не было смысла.
"Многие долгое время не знали, где я... Узнали, увидев по ТВ. К примеру, когда я давал интервью на Карловке, рассказывая, что участвовал в группе, делающей всё для того, чтобы была возобновлена подача воды в регион, - делится Никитов. - Запад области просидел без неё часть июля и августа, весь сентябрь. Лишь в октябре удалось всё наладить. Мы с начальником красноармейского подразделения компании "Воды Донбасса" Игорем Юдиным вместе ломали головы над схемами, картами. Были повреждены разные каналы, высоковольтные линии".
Чтобы рабочие группы "Вода Донбасса" и энергетики могли приступить к ремонту, Алексей и другие воины первыми ехали к местам повреждений. Через посредников технические службы вели переговоры с той стороной,т.к. узлы были повреждены на оккупированной территории, а ветки располагались так, что без воды сидела подконтрольная Украине часть Донетчины.
"Мы разведывали обстановку, сопровождали и прикрывали рабочие группы, делали коридор, - вспоминает он. - Я тогда специально открылся СМИ, поясняя, что мы - никакие не каратели, как врёт вражеская пропаганда, а совсем наоборот. Что мы боремся за то, чтобы у людей были блага цивилизации - вода, свет и т.д., и, конечно, - мирное небо над головой".
Война в Песках
Периодически его заносило в Пески, где, по последним данным ОБСЕ, сейчас осталось всего шесть мирных жителей. Посёлочек этот практически уничтожен постоянными обстрелами со стороны боевиков. В этом аду бойцы "Днепра" провоевали около года, лишь недавно полностью передав позиции в Песках ВСУ.
"Практически всё время рядом с "днепрянами" были бойцы из ДУК "Правый сектор". Они воюют без всяких там льгот, исключительно на патриотизме и помощи волонтёров, - рассказывает Никитов. - После событий в Мукачево некоторые вешают ярлыки на весь ПС. Но это абсолютно неверно! Немало бойцов ПС сложили головы на Донбассе! Но ребята продолжают борьбу! Мне приходилось видеть в бою лидера ПС Дмитрия Яроша. Он сражался наравне со всеми. Лез в самое пекло. С одной стороны - это, конечно, неправильно. Командиры должны себя беречь. С другой - такой пример очень вдохновлял рядовых бойцов".
Даже в лютые морозы в Песках было жарко.
"Помню, поливали нас из нескольких точек сразу: из Спартака, от террикона, который расположен на 12 часов от наших позиций, километрах в трёх. И дальше - правее по флангу. Работали миномёты калибром от 80 мм и выше, "Грады", САУ, танки. Крыли тогда наши позиции в районе Песок, Марьинки, Авдеевки - практически всю линию фронта. У "Днепра" артиллерии нет, так что мы, как дождя после жуткой жары, ждали, когда же ВСУ даст "ответку". Но их арта молчала... Хорошо, что у ПС была пушка "Рапира". Она хоть как-то отгавкивалась, глуша позиции врага. А так... Нас мешали с землей, а армейцы "ответку" не давали, потому что приказ сверху - соблюдать "режим тишины". Мы уж и матом по рации их крыли, а что толку-то? Потом в Красноармейске в больнице общался с ранеными "киборгами", державшими аэропорт. Тоже жаловались, что их не прикрывали. Мол, не давали из штаба отмашку. Как так можно?! Нас расстреливают, а высшее начальство играет в перемирие... Такое впечатление, что порой руководство выполняет некий план по "утилизации" своих же бойцов".
Неподалёку от Песок, на одной из боевых позиций.
"Пока мы живы, будем биться"
"Официальные данные о том в зоне АТО погибло около 2,3 тысячи украинских воинов - ложь! - уверяет Алексей Никитов. - Реальные цифры в несколько раз больше. Правда, сепаратистов и российских военных (которых тут, по словам кремлёвских кровопийц, никогда не было и нет) полегло не мало... Да, в РФ куда больше людей. И она может бросать в эту мясорубку всё новые и новые ресурсы. Но, пока мы живы, будем биться и защищать наши дома, города, Родину. Но делать это нужно всей страной... У нас же, увы, многие так и не поняли, что в Украине уже полтора года как идёт война…"
Тыловая борьба
Официально он ушёл из "Днепра" в конце зимы. Что, впрочем, не мешало периодически принимать участие в боевых действиях. Но чем дальше, тем больше Алексей сосредотачивался на сборе оперативной информации и борьбе с террористами в тылу.
"Ребята, с которыми я сейчас в одной команде имеют за спиной боевой опыт, предпочитают остаться в тени. Возможно, о них никто никогда не узнает, - подчёркивает Алексей. - Работаем на выявление, предупреждение бандитизма, терроризма. Во многом благодаря таким действиям были предотвращены терракты в Красноармейске, Димитрове. У нас конструктивное сотрудничество с СБУ, с милицией. Мы все делаем одно дело - боремся за безопасность нашей территории. При этом работаем, руководствуясь законами и Конституцией Украины".
Алексей Никитов - уважаемый в Димитрове человек, член Общественного совета при исполкоме горсовета, участник АТО, глава Общественного Объединения "Контроль та Безпека".
Они - не какой-то летучий отряд мстителей. Обычные украинские парни разных профессий и возрастов. Да и не только террористов (явных и потенциальных) выявляют "Те, кто сейчас на передовой, должны вернуться в чистые, уютные и спокойные города, - поясняет Никитов,- так что дебоширы на улицах, перевёрнутые мусорные баки, хулиганство, разбой и любой произвол, что мешает, просто, жить нормальным гражданам - пресекаются".
Сроков окончания конфликта он называть не берётся. Слишком всё туманно, зябко и зыбко. "Но одно я знаю точно, - говорит Алексей. - Мы победим! И будем независимы во всех смыслах. И именно на нас со временем будут равняться и Европа, и Америка. И уж тем более - Россия, которая однажды покается за всё, что натворила и творит".
Андрей КРИВЦУН.
Теги: Донбасс, война, Димитров, АТО, обстрелы
- Мнение: на месте развалин донецкого аэропорта "должен появиться Мемориал (музей) Независимости и этой кошмарной войны"
- Муженко рассказал о плохом сценарии и количестве российских вояк на Донбассе
- Боевики терроризируют украинских военных SMS
- Волонтер: "ВСЕ пятеро погибших были без бронежилетов"
- В зоні АТО сьогодні - лише 15 обстрілів
- Иностранцы, сражавшиеся на Донбассе в рядах ВСУ, получили украинское гражданство
- 26 грудня росіяни вбили 3 і поранили 2 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Оперативна ситуація по Донецькій області станом на ранок 26 грудня12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Фонд Бориса Колеснікова провів різдвяну акцію для дітей Донеччини08:00
- 24 грудня росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе10:00
- В окупованій Ясинуватій підвищили вартість проїзду в автобусах16:00
- 23 грудня росіяни вбили 1 і поранили 2 жителів Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00