Наставники и обездоленные дети находят друг друга

01.12.2016 08:25
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Наставники и обездоленные дети находят друг друга

В Украине имеется почти 770 учреждений интернатного типа, где воспитываются более 100 тысяч детей. Большинство из них не имеют шансов быть усыновлёнными. Специалисты отмечают, что в этом отношении «критическим» является возраст от 12 лет и старше. Таких детей ожидает взросление в интернате, а после 18 лет, за порогом учреждения, они окажутся один на один с неизведанной жизнью.

 

Сиротству - нет!

В сентябре на законодательном уровне была закреплена такая форма работы с детьми, как наставничество. «Наставничество - добровольная бесплатная деятельность наставника по предоставлению ребёнку, который проживает в заведении для детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, индивидуальной поддержки и помощи, прежде всего в подготовке к самостоятельной жизни», - поясняется в документе.

В мировой практике термин «наставничество» известен давно. Например, в США система работает с 1904 года. В Украине пилотный проект был запущен в 2009 году. Организация «Одна надежда» изучила американский опыт и адаптирует его в украинских реалиях. Работа была начата с Киева и области.

Сейчас наставничество реализуется практически во всех регионах страны. Весной начата такая программа в Донецкой области, на базе двух интернатных учреждений - в Мариуполе и Святогорске. «Подобраны 159 наставников, 72 из них прошли обучение. В подборе у нас нет ограничений по географическому признаку: есть жители Львова, Киева, Запорожья, Днепра, Харькова и других городов. Если говорить о Донецкой области, это - Мариуполь, Святогорск, Дружковка, Краматорск, Бахмут, Доброполье. Параллельно ведётся работа с детьми, подтвердил желание на участие 81 ребёнок», - рассказала руководитель программы «Сиротству - нет!» Евгения Рзаева.

Как объяснила координатор проекта «Наставничество» в Святогорске Екатерина Степанина, участие в проекте добровольное, безвозмездное - никаких льгот и оплаты. «Мотивация наставников, с одной стороны, достаточно индивидуальна, а с другой - есть общие тенденции. Это люди, которые хотят быть нужными. В нашем случае эта нужность реализуется через помощь конкретному ребёнку», - пояснила Екатерина Степанина. Среди мотивов наставников можно выделить следующие основные: «свои дети выросли, а потребность делиться теплом, любовью осталась», многие к этой работе тянулись ещё с детских лет, например, мечтали быть учителем, воспитателем, но в итоге выбрали иную профессию, человек раньше сталкивался с детьми, лишёнными родительского тепла: кто-то с ними контактировал, кто-то просто интересовался этой темой, у кого-то у знакомых был опыт усыновления. «То есть лейтмотивом проходило понимание, что такие дети есть, и им нужна помощь», - отметила координатор проекта.

«У ребенка-сироты нет не только семьи, но и других значимых людей, которые определяют наш выбор ценностей. Они являются для нас примером, защитниками, советчиками и просто друзьями. Но дети-сироты лишены этого. Поэтому наставник может сыграть неоценимую роль в жизни ребёнка! Он научит планировать и достигать жизненно важные цели, верить в себя и снова полюбить жизнь», - говорит менеджер проекта «Наставничества» Виктория Чагалян.

 

Первая встреча

В Мариуполе в школе-интернате №2 состоялось знакомство первых наставников с «их» детьми.

«Мы подбирали наставника под ребёнка, потребности детей - в приоритете. В результате были определены первые три пары. Наставники будут работать по всем направлениям - помощь в учёбе, социализация, профориентация», - пояснила Евгения Рзаева.

Встреча детей и наставников состоялась в стенах интерната при участии администрации и психолога. Юлия Танача (сотрудница ДП «Ильич-АГРО Донбасс»), Владимир Чернявский (работник ЧАО МК «Азовсталь») и Кирилл Никитчин (работник ООО «Метинвест Пром-Сервис») познакомились с подростками.

«Дети с большим волнением и нетерпением ждали этой встречи. Вошли в учительскую возбуждённые, раскрасневшиеся, смущённые и робкие. Но их приободрила психолог интерната. Она предложила детям определить, кто чей наставник. Когда дети сели рядом со своими будущими друзьями, завуч интерната с восхищением и удивлением сказала: «Ну, надо же, как похожи!», - поделилась координатор проекта «Наставничество» в Мариуполе Маргарита Лях.

Первая встреча наставников и детей была посвящена не только знакомству, а и определению общих интересов.

Мы хотим компенсировать подросткам дефицит общения со взрослыми,
ведь интернаты – это закрытые системы,
и дети там практически изолированы от того внешнего мира,
в котором им предстоит жить в будущем. ,-  говорит Евнения Рзаева

 

Сейчас в Святогорске и Мариуполе проходят трёхдневные тренинги по подготовке ещё 20 потенциальных наставников. На сегодняшний день 84 кандидата прошли обучение. 47 наставников готовы к знакомству с детьми-сиротами.

 

Анастасия МАКСИМОВА. 



Теги: Украина, Донбасс, Мариуполь, дети, сирота, интернат
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх