Тайны рождения, восхождения и гибели Ларисы Шепитько

10.01.2013 19:50
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Смотритель зала культуры Галина Куровская показывает экспозицию,  где есть фото семьи Климовых-Шепитько,  привезённые артёмовской делегацией из Москвы.
Смотритель зала культуры Галина Куровская показывает экспозицию, где есть фото семьи Климовых-Шепитько, привезённые артёмовской делегацией из Москвы.

В Артёмовске есть улицы имени Ленина, Дзержинского, Петровского и даже экзотического Патриса Лумумбы, которые, хоть и являются известными историческими личностями, но никогда не бывали в нашем провинциальном городке. Но не ищите на карте улицу имени Ларисы Шепитько. Однако именно здесь 75 лет назад родилась режиссёр, снявшая гениальные фильмы «Крылья», «Ты и я», «Восхождение», удостоенные мирового признания.

«Две тайны в жизни неразрывны - тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, - небольшое дело. Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей - значит, мы уже не умерли, уже не напрасны», - сформулировала девиз своего творческого и жизненного пути Лариса Шепитько. О её тайнах - рождения, восхождения и гибели - эта публикация «Донбасса»…

Не персиянка, а артёмовская украинка

С первой загадкой исследователи и биографы определились не так давно. В книге «Лариса», которая вышла в 1987 году, было указано, что родилась Шепитько в Донбассе, в Артёмовске. Но местные краеведы были уверены, что местом рождения режиссёра является город, который расположен в Луганской области - что поделаешь, фантазией в сфере нейминга у нас раньше не очень-то отличались, вот и вышла путаница с городами-двойниками. Но благодаря стараниям артёмовского историка Валентина Замкового, который связался с инициатором открытия мемориальной доски на львовской школе Григорием Коцем, были найдены важные документы. В них подтверждалось, что именно артёмовский Учительский институт окончила мать Ларисы, Ефросинья Ткач. В других городах с похожими названиями такого учебного заведения не было.

- Потом инициативная группа сотрудников музея отправила запрос в городской архив. И получила достоверную информацию, что существует копия свидетельства о рождении Ларисы Ефимовны Шепитько, подписанная её отцом - Ефимом Анисимовичем, - рассказывает тогдашний секретарь комиссии горсовета по культуре Владимир Березин.

Корреспондент «Донбасса», изучая документы, обнаружила несоответствие «официальной легенде», согласно которой отец Ларисы был персом по национальности. В свидетельстве чётко указано, что он - украинец. То ли это просто недостоверная информация, растиражированная без проверки биографами, то ли сама Лариса придуманным образом чужестранца хотела отдалить от себя отца, связь с которым прервалась с того момента, когда он оставил семью, где росли трое детей. Шепитько так и не смогла простить ему этого поступка, и они больше никогда не встречались.

Эвакуацию и военное лихолетье вынесла на своих плечах многодетная мать, которая не очень-то верила в осуществление «крылатой» мечты Ларисы. А та отправилась сразу после окончания средней школы во Львове, куда занесла судьба семью после войны, покорять столицу.    

Документы на режиссёрский факультет ВГИКа у школьницы из Украины, действительно, не хотели принимать, предложив красивой девушке поступать на актёрский.

- Это рабская профессия, это не для меня, - ответила юная абитуриентка.


«Восхождение» на кинематографический Олимп

Её взяли на режиссёрский. И не куда-нибудь, а в мастерскую Александра Довженко, которого она всю жизнь будет считать Учителем. После премьеры яркого дипломного «Зноя» она начала работать на «Мосфильме», и уже через два года сняла первую свою профессиональную ленту «Крылья» с Майей Булгаковой, получившую приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине. Пиком стало выстраданное  «Восхождение», заслужившее приз «Золотой медведь» в том же Западном Берлине.

- В 70-е годы был всплеск высокого кинематографа: Тарковский, Шукшин, Шепитько. Фильмы для интеллектуалов, артхаус, как сказали бы сейчас. Я помню, как в Артёмовске «Восхождение» крутили в небольшом кинотеатре «Пионер». Зима. Полупустой зал. И необыкновенные ощущения прозрения от этого поистине христианского фильма. Позже, в других кинотеатрах, мне удалось посмотреть остальные ленты Шепитько, - вспоминает Владимир Березин.

К своему «Восхождению» она шла через тернии и преграды: идею выносила в прямом смысле, вместе со своим ребёнком. Поскользнувшись, Лариса повредила позвоночник, была необходима срочная операция. Но в этот момент выяснилось, что она ждет ребёнка. Или-или… И тогда она приняла решение подарить жизнь новому человеку любой ценой. Месяцы, проведенные в неподвижности на больничной койке, были наполнены глубокими душевными исканиями, о которых Лариса вспоминала уже после премьеры фильма:  

«Я чувственно охватила понятие жизни во всём объеме, потому что прекрасно понимала, что в каждый следующий день могу с жизнью расстаться. Я готовилась к этому. Готовила себя и как будто готовила ребёнка, потому что могло и так случиться, что ребёнок родится, а я погибну. Я обнаружила, что это путешествие в себя бесконечно интересно, что самый интересный собеседник для меня - это я сама. Повесть Василя Быкова я прочла тогда, в том новом своём состоянии, и подумала, что именно это моё состояние смогу выразить, если буду ставить «Сотникова». Это, говорила я себе, вещь обо мне. О моих представлениях, что есть жизнь, что есть смерть, что есть бессмертие…»

Картина о войне, скорее, притча, чем героическая сага, только чудом не легла «на полки». И получила оглушительную славу в кинематографическом зарубежье. О наших полупустых залах я уже говорила…

Возвращение с «Крыльями»

В следующий раз творчество талантливой землячки вернулось в родной город в 1991 году, уже после её трагической гибели. На волне возвращения исторических имён в исполкоме была даже создана специальная комиссия для подготовки и проведения вечера памяти режиссёра.

А получился он пронзительным и трогательным. Вёл его местный историк и дальний родственник Ларисы - Александр Архипович Шепитько. Он привёл нас, десятиклассников, у которых читал историю, в небольшой зал всё того же «Пионера». Атмосфера того зала была совершенно удивительная: у экрана стоял большой портрет Ларисы Шепитько с горящей свечой и яркими гвоздиками. На выставку фотоматериалов, которые потом были переданы для уголка в краеведческом музее, пришли десятки горожан, увлечённых изучением открывающихся страниц культуры и истории Артёмовска. Люди выступали, говорили о своих впечатлениях от фильмов, рассказывали факты из жизни землячки. А потом был показ картины «Крылья», который стал тогда откровением для многих. До сих пор помню, что после выхода мы, «последние комсомольцы», привыкшие к героическим одам на военную тему, спрашивали друг у друга: «Неужели и так было?»  

Потом память режиссёра пытались увековечить в городе разными способами. Местная пресса сообщала, что группа артёмовской интеллигенции отправилась в Москву, где в квартире Шепитько общалась с её супругом, режиссёром  Элемом Климовым. Валентин Замковой даже послал Станиславу Говорухину, который в 1996 году был председателем комиссии по культуре в Госдуме, свои идеи по увековечению памяти Ларисы Шепитько. Пришел ответ, что все начинания в Москве одобряют. Но финансово помочь коллегам из Украины, увы, не могут.

К сожалению, средств на это не нашлось до сих пор. В музее к юбилею приготовили небольшой вечер, где покажут единственный телевизионный фильм, который не был в прокате никогда, - «В тринадцатом часу ночи». Это празднично-зимнее музыкальное ревю очень подходит и к дате рождения Ларисы Шепитько - 75 лет ей исполнилось бы 6 января.

Автокатастрофу предсказала Ванга

Лариса Шепитько была мистиком: верила, что жила уже несколько раз. В Чехословакии они с Климовым заехали в старинный замок. Едва войдя в главный зал, Шепитько остановилась и сказала: «Я здесь была». Посмотрела на стол: «Здесь играли в покер». Со стола сняли скатерть - и действительно открылось зелёное сукно. А поднявшись на галерею, Климов с изумлением увидел портрет жены в платье ХVIII века. Хозяйка замка была похожа на Шепитько как две капли воды.

В 1978 году, будучи в Болгарии, Лариса посетила знаменитую Вангу, предсказавшую ей смерть от автомобиля в 1979 году. Услышав это, она в тот же день вместе с подругой пошла в храм и взяла с неё клятву, что если она умрёт, то подруга будет заботиться об её сыне Антоне. Ранним утром 2 июля 1979 года на Ленинградское шоссе с проселочной дороги выехала черная «Волга»: Лариса Шепитько вместе с членами своей группы ехала на съемки своего нового фильма «Матёра». Разогнавшись на пустом шоссе, выехала на встречную полосу, где разбилась в лобовом столкновении с грузовиком. Никто не выжил. После её гибели Элем Климов закончил фильм, дав ему другое название - «Прощание».


Елизавета Гончарова.

Теги: Донбасс, Донецкая область, Артемовск, режиссер, юбилей, годовщина
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх