Все рубрики раздела
- Бабушка лишила внучку квартиры за то, что та не в секте09:15
- Житейская история. "Вытянула" бизнес после смерти мужа15:14
- Артёмовские пастухи измучили своего ребёнка13:00
- Жительница Донецкой области отправила за решётку... собственного сына15:00
- Талантливая пианистка превратилась в бродяжку14:40
- Нашла любовь... за колючей проволокой14:00
- Когда отец - и папа, и мама17:21
- Учительница и механик говорили на разных языках 16:20
- Замполит роты погиб в бою16:30
- Объятия длиной в 66 лет11:50
Нам некогда быть пессимистами!
Этот девиз супруги Куштевские из дзержинского поселка Новгородское, которые завтра отметят «железную свадьбу» - 65 лет совместной жизни! - придумали не в оправдание почтенного возраста. Позитивный жизненный настрой, желание как можно дольше радоваться детям, внукам и правнукам, а также творческое отношение к окружающему дает 88-летней Марии Игнатьевне и 93-летнему Василию Ивановичу силы для борьбы с недугами и возрастом.
Все дороги вели в Туркмению
В далеком 1937 году выпускник дзержинской школы фельдшеров не смог усидеть в родительском доме: махнул смотреть мир. Объездил весь Кавказ, а поистратившись, попросился на работу в ашхабадскую больницу, куда его занесло «ветром странствий». Оттуда же Василия Куштевского забрали в армию, где через два года под Измаилом его застала война. В составе зенитных войск прошел военными дорогами до самой Праги, получил ранение в голову, которое уже в мирное время дало о себе знать тяжелым заболеванием.
- А как демобилизовался - махнул в родную Нелиповку, домой. Но все документы остались в Ашхабаде, там же было для меня рабочее место и квартира. Поэтому долго не раздумывал, вернулся в Туркмению. Может, и чувствовал, что встречу там свою судьбу, - вспоминает Василий Иванович.
Его 20-летняя вторая половинка, направленная в первый мирный год в туркменскую аптеку по распределению от Ялтинского фармакологического училища, тоже успела сполна прочувствовать военное лихолетье. Из 450 ее сокурсников только двенадцать успели выбраться из Ялты до оккупации. Но в Севастополе, уже получив эвакуационные листы до Казахстана, девушки пережили много ужасных мгновений, которые Мария Игнатьевна помнит очень хорошо:
- Распределили нас на крейсер «Червона Україна», специально выделенный для эвакуации. Но как только люди стали подниматься, налетели немецкие самолеты, начали бомбить. И у нас на глазах корабль разорвало пополам. Что там началось: вой, крик, паника! Так мы с подругами потерялись: только втроем смогли удержаться вместе. На следующий пароход - «Ташкент» - нужно было добираться на катерах, на которые приходилось прыгать с берега. Кто падал в воду, кто так и не смог пересилить страх, но мы попали на корабль, где весь путь до принявшей нас Грузии выполняли роль санитарок - было очень много раненых с разбомбленной «Червоної України».
Они тогда чудом спаслись: однажды во время налета фашистских истребителей всем приказали спуститься в трюмы, пароход остановили, наступила полная тишина. Плотный туман не дал разглядеть пилотам свою мишень, а когда самолеты улетели, все бросились обниматься, радуясь спасению. Потом была работа в горном грузинском госпитале, на авиационном заводе, долгожданная дорога домой. И не очень желанная для утомленной скитаниями на чужбине девушки поездка в Туркмению, которая, как оказалось, стала судьбоносной.
Приданым стала кошка в маленьком чемодане
Будущие супруги работали в одной больнице - она аптекарем, он фельдшером. Встретившись в сентябре 1946-го, они справили веселую медицинскую свадьбу уже в конце ноября: девчонки наготовили вкусностей, пришли и друзья жениха. Подружки посадили в маленький Машин чемоданчик кошку - вот, говорят, и всё твое приданое. А Василий повел молодую в собственную квартиру с невиданной «технической начинкой» - печкой-буржуйкой, считавшейся в те времена роскошью. Там же год спустя появилась на свет старшая дочь Татьяна, а через десять лет - младшая Людмила.
- Поняли мы, что пора возвращаться домой - нужно думать об образовании девочек, да и мать Василия здесь нас ждала. Вот и прибыли мы в Нью-Йорк, как называлось раньше наше Новгородское, устроились на работу: я - заведующей аптекой, супруг - фельдшером на фенольном заводе. Дом построили, дочек вырастили, выучили. Нам есть чем гордиться, - считает Мария Игнатьевна.
Секрет семейного счастья от Куштевских прост: любовь и поддержка. Василий Иванович шутит: развестись никогда не хотелось, а вот убить жену - часто! Но, по словам дочери Людмилы, отец и мать всегда чувствовали себя нужными друг другу и окружающим. К ней, грамотному фармацевту, до сих пор ходят за советом: чем нужно лечить, а на чем можно и сэкономить. По вечерам возле их дома собирается дискотека «Кому за 80»: старики Куштевские выносят магнитофон, включают любимые песни и поют вместе со всеми жителями улицы Садовой. А у Василия Ивановича множество разнообразных хобби: он собирает сувениры из разных стран и музыкальные шкатулки, перепробовал себя в различных видах творчества, делал роговые кубки и деревянные скульптуры, вырезал по камню и сочинял захватывающие истории.
- Самое теплое воспоминание из детства: папа рассказывает нам с сестрой на ночь сказки. Вот наш обычный домашний кот предстает как товарищ легендарного Ермака, с которым он долгое время живет в шалаше. И мы уже смотрим на полосатого Мурзика с нескрываемым уважением и трепетом: надо же, какая знаменитость! - вспоминает младшая дочь Куштевских Людмила, которая сейчас работает в Донецке заместителем директора научно-исследовательского института, проектировавшего и «Донбасс Арену».
Это творческое начало передалось по наследству: старшая дочь и внучка - известные в мире живописи и литературы люди.
Книги с немецкого языка отцу переводит автор
Татьяна окончила музыкальную школу в Дзержинске, потом училась в артемовском музыкальном училище на одном курсе с Евгением Мартыновым. Там, кстати, есть целый стенд, посвященный немецкой писательнице Татьяне Куштевской - автору тринадцати документально-публицистических книг.
- Она, как и я в молодости, отправилась путешествовать по свету, только выбрала Сибирь. Оттуда в Москву уже приехала с маленькой дочкой, поступила сразу в два вуза, выбрав престижный ВГИК, выучившись на документалиста. Потом поехала по приглашению немецкого университета преподавать славистику, изучила немецкий язык и стала писательницей, - рассказывает Василий Иванович о своей знаменитой дочери.
Автор публицистических бестселлеров не забывает родину, каждый год навещая родных в Новгородском. В родительском доме на самом видном месте стоят книги Татьяны. Но об их содержании, к сожалению, они узнают только из ее уст - русских переводов не существует. В одной из ее последних книг - «Здесь Пушкин погребен» (Прогулки по старинным кладбищам), кстати, с фотоиллюстрациями ее дочери, московской художницы Яны Куштевской - есть фото и старинного входа в нелиповский погост, где похоронены предки Татьяны.
Но главным делом своей жизни сама писательница считает ежегодную негосударственную украинско-немецкую премию имени Олеся Гончара, которая была учреждена в 1997 году ею и супругом Дитером Карренбергом. За время существования ее лауреатами стали более полусотни талантливых молодых писателей. Домашние говорят, что на Татьяну произвело неизгладимое впечатление интервью с великим мастером, которое оказалось последним в его жизни: он рассказывал, как молодые писатели просят его помощи и поддержки, и сокрушался, что после его ухода им никто не поможет.
- Вот Татьяна и взялась помогать талантам, которые только ищут свой путь в этом мире. Как нам когда-то помогли родители, - говорит Людмила.
На юбилей поздравить «железных» супругов соберутся не только дочери Татьяна и Людмила, внучки Юлия и Яна, правнучка Амалия, правнуки Грегор и Адриан, но и многочисленная родня с разных концов света. Праздник обещает быть веселым и запоминающимся. Не раскрывая запланированных сюрпризов (хотя один из них - публикация в любимой газете), Людмила рассказала, что на «бриллиантовой свадьбе» во дворе для мамы исполнял зажигательные песни цыганский хор, а папа, полюбивший в Туркмении восточные танцы, радовался подаренному «танцу живота». Но тост, который обязательно будет произнесен и в этот раз, известен наверняка: за здоровье юбиляров!
Мир должен наступить в душе
На параде 9 Мая дед-фронтовик везет немецкого внука Грегора.
Внучка Марии и Василия - Юлия, которая живет и работает в Германии, решила «помирить» историческую память в отдельно взятой семье. Для этого она специально привезла сюда на один день своего маленького сына Грегора, который по отцу является немцем. По ее задумке на параде в честь Великой Победы по главной площади Дзержинска дед Василий, воевавший с первого до последнего дня, провез в коляске немецкого внука - как символ победы добра над злом, а не одной нации над другой.
Елизавета Гончарова. Фото автора.
Теги: Донбасс, Донецкая область, Великая Отечественная война, Дзержинск, любовь, юбилей, житейская история
- Київський суд виніс вирок "міністру юстиції ДНР"16:00
- У Маріуполі пролунали вибухи – у частині міста зникло електропостачання12:00
- 21 листопада росіяни вбили 1 і поранили 7 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Стрілецький батальйон з поліцейських-добровольців Донеччини вирушив на передову (ВІДЕО)14:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 19 листопада росіяни поранили 3 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 18 листопада росіяни вбили 3 і поранили 7 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00