История донецкого транспорта. Часть 2

27.08.2012 19:23
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
История донецкого транспорта. Часть 2

Продолжаем изучать историю развития транспорта Донецка с помощью знатока этого дела Виталия Скляра. В первой части мы рассмотрели северное и южное направление, теперь настала очередь западного и восточного.

Западное направление

Это направление стало приоритетным для развития трамвайного движения в начале 30-х годов, а линии сохранили прежние очертания по сегодняшний день, с  небольшими дополнениями. Традиции остались прежние – строительство линий к крупным предприятиям и открытие маршрутов к майским или ноябрьским праздникам.



Схема развития трамвайных маршрутов западного направления

 

Маршрут №4

Следом за вторым и третьим маршрутом в канун 7 ноября 1930 года был открыт маршрут №4, который назвался «Садовая – Смолянка», линия была одноколейной. В районе площади Коммунаров она была прямолинейной, проходила по территории современного «Макдольдса» и магазинов у остановки автобусов западного направления, после чего сворачивала на Бальфуровский путепровод. В дальнейшем конечную в центре перенесли на 9-ю линию, а вскоре маршрут был продлен до Студгородка  и стал носить название «Смолянка - Студгородок».


Трамвай 4-го маршрута на Смолянке

 

 

После начала оккупации движение по маршруту было возобновлено в мае 1942 года с конечной возле разрушенного Бальфуровского путепровода, маршрут назывался «Ларинский мост – Дурная балка». Послевоенное восстановление линии было произведено в два этапа: в январе 1944 года движение открылось по маршруту  «Белый карьер – Смолянка», а в декабре этого же года, когда восстановили путепровод, конечная маршрута вернулась в центр. Правда, судя по всему, в указанный период она не пустовала, так как трамвай №6 первоначально был пущен по маршруту «Судгородок – Городской Сад». В 1950 году маршрут №4 получил вторую колею и носил название «Ул. Октябрськая – Смолянка». А в конце 50-х годов его конечную перенесли на ул. Красноармейскую (вместе с маршрутами 2 и 3), и название сменилось на «Ул. Красноармейская – Шахта №11». Все маршруты западного направления еще два раза «отрезали» от центра. Первый раз в 1965 году, когда строили новый путепровод, разворотное кольцо было через дорогу от цирка (возможно именно его мы можем наблюдать на этой картине). 

Ленинский проспект в районе цирка

 

Второй раз - примерно в 1971 году, когда производился ремонт путепровода, разворотное кольцо было возле цирка. Во время реконструкции путепровода в 2002 году движение трамваев по нему не прекращалось, а велось по одной колее, вторую в это время ремонтировали.Примерно в 1970 году маршрут получил сегодняшнее название «Ул. Красноармейская – пр. Панфилова».  А в 1972 году начался снос домов на месте сегодняшнего расположения разворотного кольца, куда вскоре и была перенесена конечная.  К служебным линиям на этом маршруте относятся заезды в 4-е депо, которое построили в 1962 году (с 1975 года там расположились и вагоноремонтные мастерские).



 
Трамвайная линия в районе цирка

 

Маршрут № 5

Ровно через год после открытия маршрута №4 был введен маршрут №5. Первоначально маршрут пустили до шахты 17-17 бис,  а через два года продлили до коксохимзавода. В 1935 году маршрут носил название «9-я линия – Рутченковский рудсовет», а в 1941 «Пл. Дзержинского – Рутченково (рудсовет)». В годы войны движение по линии  не осуществлялось, и было восстановлено в январе 1944 года по маршруту «Белый карьер – рудсовет Рутченковки». В 1950-м году маршрут получил вторую колею и носил название «ул. Октябрьская – Райсовет Кировского района».



Трамвай 5-го маршрута поворачивает на улицу Кронштадтскую


С изменением схемы движения в середине 70-х маршрут стал называться «Ул. Красноармейская – Ул. Кирова». Сейчас маршруту отводится второстепенная роль, пассажирам предлагается пересаживаться с 8-го маршрута на 16-й.

Маршрут № 7

Этот маршрут, ставший первым нерадиальным в городе, был открыт 2 мая 1934 года и связал станцию Рутченково и Рутченковский райсовет. Маршрут просуществовал до войны, а после войны действовал, скорее всего, до ввода маршрута № 16.

Маршрут №8

Открытие маршрута «9-я линия - ст. Рутченково» состоялось одновременно с открытием маршрута № 7. Если упоминать конечную в центре, то ее ожидали метаморфозы, аналогичные маршруту №5. «Восьмерка» стала последним из восстановленных после войны маршрутов, это произошло в декабре 1956 года. В связи со строительством первой очереди микрорайона Текстильщик в 1974-75 году он был продлен до сегодняшней остановки ул. Петровского. Также на этой линии расположена служба пути.



 
Трамвай 8-го маршрута поворачивает с Садового проспекта на площадь Коммунаров

 

Маршрут № 13

Маршрут ввели примерно  в конце 50-х, после прокладки второй колеи до Рутченково, тогда он носил название «Ул. Октябрьская – Комсомольское». После 70-х годов эта марка исчезает из официального списка и сейчас используется крайне редко, в случае, когда надо укоротить маршрут трамвая, следующего по восьмому маршруту. Конечная носит название ДКХЗ, и даже с закрытием завода не поменяла свое название.

Маршрут № 16

Был открыт 5 ноября 1972 года для подвоза рабочих на ХБК, а после фактического закрытия комбината маршрут стал называться «Ул. Кирова – пр. Кобзаря». В нынешнем своем виде перспектив не имеет и от рынка на текстильщике до Мандрыкино возит в основном воздух.



 
Трамвай 16-го маршрута в  районе ХБК

 

Маршрут № 17

Появился в начале 80-х, и просуществовал до середины 2000-х. Носил название «Пр. Панфилова – ул. Петровского». Выпуск на трамваев на данный маршрут был мизерный, а необходимость сомнительной, что и определило недолгий период его существования.

***

Напоследок вспомним о существовании проекта строительства скоростного трамвая на Петровку, который был разработан в 70-х годах прошлого века. Линия предполагала наличие подземного участка в центре, продолжение до Черемушек и центра Макеевки. Потом в этом направлении собрались строить ветку метро, которое теперь мы вряд ли дождемся, тем более в первоначальном виде.Не давал покоя планировщикам и маршрут № 4. В 50-х появилась идея продления маршрута от Смолянки в центр через поселок Октябрьский (не тот, что за ЖД вокзалом, а тот, что между «Топазом» и «Бакинами»). Скорее всего, линия должна была пройти по пр. Панфилова. В 1976 году главный инженер ТТУ Фролов, в интервью газете «Вечерний Донецк», торжественно обещает увеличение протяженности линий в Куйбышевском и Кировском районах к концу пятилетки (1980 г.). Идея жива до сих пор, только в более мелком масштабе: нашим генпланом предусматривается продление 4-го маршрута до пр. Александра Матросова. Увидим ли мы это, а также строительство трамвайной линии на микрорайон Широкий к новой автостанции, которую планируется построить вместо Южного АВ, покажет время.

Восточное направление

После запуска всех маршрутов в западном направлении началось развитее сети в восточном. По этому направлению существовали большие планы, с разветвленной маршрутной сетью, которые так и не были реализованы в полном объеме. До войны были пущены только маршруты 9, 11 и 12.



Схема развития трамвайных маршрутов западного направления

 

Маршрут № 9

Первую часть маршрута открыли 6 августа 1934 года.  Трамвай следовал от Горсада до дамбы реки Кальмиус (район ул. Заречной). К майским праздникам 1935 года маршрут был продлен до Шахты №5-6 им. Калинина, разворотное кольцо располагалось в районе пересечения современных  пр. Ильича и ул. Марии Ульяновой там, где находится ПКТИ. А в сентябре 1940 года началось строительство одноколейной линии на Макеевку от существующей конечной 9-го маршрута до конечной Макеевского маршрута № 3 «Станция Щегловка». При этом планировалось задействовать часть линии самого первого электрифицированного трамвайного маршрута Донбасса. В марте 1941 года был сдан первый участок до молокозавода, велось активное  строительство лини на субботниках, однако война помешала достроить линию, открытие которой планировалось к 7 ноября.Интересно, что на немецкой карте эта линия присутствует, однако показана абсолютно неправильно, так как идет по нынешнему пр. Шахтостроителей, в то время как в действительности линия шла по Красногвардейскому проспекту. По свидетельству людей, живших там в то время, рельсы уложить к войне не успели, была готова только насыпь.



Предполагаемое расположение строящейся линии на Макеевку

 

После войны движение по маршруту восстановилось в июле 1947 года, маршрут назывался «Горсад - Калиновка», конечная остановка находилась на месте нынешнего ПКТИ, линию до молокозавода не восстанавливали. В начале 50-х маршрут получил  вторую колею, перестал заезжать на Горсад и стал называться «Пл. Дзержинского - Шахта №5-6 им. Калинина. В связи со стройкой ПКТИ в начале 70-х, трамвайное кольцо было перенесено в то место, где оно существует и поныне. Удобные пересадочные узлы постепенно выходили из моды.

Трамвай на площади Дзержинского

 

Маршрут № 10

После ликвидации данной марки в северном направлении ее возвращение на карту состоялось в 1983 году. Трамвай, по вновь построенной линии по ул. Пролетарская, пошел на конечную 11-го троллейбуса «микрорайон Восточный». Это самый «молодой» из ныне действующих маршрутов.

Маршрут № 11

Стал вторым в очереди маршрутов восточного направления и был открыт после прокладки одноколейной ветки от конечной 9-го маршрута до больницы им. Ворошилова (сейчас Калинина). После войны эту ветку восстанавливать не стали, а номер маршрута, после прокладки колеи до Буденовской площади в 1957 году, отдали маршруту «Ул. Горького – пл. Буденного». В таком виде маршрут существует и сейчас, в основном используясь для укорочения маршрута № 10.

Маршрут № 12

Это последний маршрут, который успели открыть до войны. В ноябре 1937 года он связал центр со станцией Мушкетово. В отличие от предыдущих маршрутов он не заходил на Горсад, а разворачивался непосредственно на площади Дзержинского (как происходит разворот трамваев восточного направления и сейчас), что, по-видимому, было связано с загруженностью линии. После войны движение по маршруту восстановилось в 1952 году и продолжалось до начала 70-х, после чего маршрут стал использоваться исключительно в качестве резервного.

Маршрут № 14

Этот маршрут стал первым, который открыли после завершения послевоенного восстановления трамвайного хозяйства. Пуск трамвая по построенной линии от Буденовской площади до поселка Объединенный состоялся 6 ноября 1960 года. Назывался маршрут «ул. Горького – Объединенный». Впоследствии конечную переименовали на ул. Большая Магистральная. Сейчас выпуск на данный маршрут не осуществляется вообще, правда есть дежурный маршрут с таким номером.

Маршрут № 15

Был запущен в 1962 году от пл. Буденного до Шахты № 12-18. В начале 90-х была попытка объединить 14-й и 15-й маршруты, и последний стал отправляться  от ул. Горького,  однако через пару лет все вернулось обратно. Сейчас маршрут называется «Пл. Буденновская - ш/у им. газеты «Правда».

Трамвай 15-го маршрута на Буденновской площади

 

***

Теперь о планах. Генпланом предусматривается строительство ветки по ул. Буденовских партизан от нынешнего пересечения до станции метро Пролетарская, вот только метро засыплют, а станцию разберут, так что эта часть генплана вряд ли осуществима.

Вот такая она – история донецкого трамвая. На очереди история троллейбуса, а там все гораздо запутаннее и интереснее…


По материалам: www.donjetsk.com
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх