- 19 січня росіяни вбили 1 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Прифронтовий Краматорськ частково залишився без електрики14:00
- 18 січня росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 17 січня росіяни поранили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- 16 січня росіяни поранили 2 жителів Донеччини12:00
- Окупанти анонсували відкриття музею імені Жданова в Маріуполі10:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
Учителя Донбасса получили от школьников самые ценные уроки жизни
Учителя дают знания. Сеют в души детей светлое, доброе, вечное. Но настоящие педагоги и сами учатся... у своих воспитанников. Чему? Стойкости и любви к жизни, уважению к чужому мнению, ответственности и необходимости взаимовыручки... Об этом они откровенно рассказали корреспондентам "Донбасса" в канун своего профессионального праздника.
Донецк
Научили налаживать невидимую связь
Светлана Дроздова в прошлом году одной из первых педагогов столицы края получила учреждённый горсоветом знак отличия "Золотое сердце". В этом - стала заслуженным учителем Украины. В Донецком учебно-воспитательном комплексе №1 она работает 41-й год (пришла вожатой), преподаёт историю 35 лет, а является директором - 17.
- Как педагога меня формировали более опытные коллеги и, конечно, ученики, - уверяет она. - Именно детки научили меня доверию. Впервые классным руководителем я стала у ребят девятого класса. Когда они были уже в десятом, мы выехали в лес (я часто возила свои классы на экскурсии, в том числе в Ленинград, Москву). Среди моих подопечных была и дочь знаменитого фехтовальщика Виктора Сидяка - четырёхкратного олимпийского чемпиона. И кто бы мог подумать, что умница-красавица Оля доставит мне столько хлопот? Она пропала со своим молодым человеком. Надолго... Я, конечно, очень перепугалась. Отругала их, была на взводе. Когда возвращались, её встречал папа. Он спросил: "Как дела?" А в глазах - тревога... А у провинившейся девочки - такая мольба: "Не выдавай!". Оля смотрела на меня, не дыша. И я сказала: "Всё в порядке". Спустя десять лет на встрече выпускников Оля была с тем же парнем, который стал её мужем. И она призналась: "Светлана Анатольевна, я Вам так благодарна за то, что тогда меня не выдали... Между родителя
ми как раз были сложные отношения. На грани развода. А та "лесная ситуация" лишь подлила бы масла в огонь". Так что именно ученики научили меня ценить стерженёк доверия между нами, умение поставить себя на место другого.
Заслуженный учитель Украины сетует, что педагоги много внимания уделяют трудным детям, запоминают гениальных. А вот те ребята, которые спокойные, не особо блещут, но и не доставляют хлопот, проходят как-то стороной, не задерживаясь в памяти.
- "Проходных детей" нет. Обязательно нужно уделить время каждому! Индивидуально. Поговорить по душам с глазу на глаз. Тем самым наладив ту невидимую связь, которая с годами лишь крепнет, - считает Светлана Анатольевна.
Артёмовск
Проследил судьбу трёх поколений помидоров
Виктория Бак уверена: дети могут научить многому!
Учитель биологии Артёмовского УВК №11 Виктория Бак - основательница лаборатории гуманной педагогики, которая уже много лет объединяет прогрессивное учительство города. О том, как сидящие за партой ученики стали для неё настоящими учителями, она может рассказать много. Потому что уверена: дети - существа яркие и многомерные. Нам бы, взрослым, только научиться это понимать, ценить и поддерживать!
- Однажды я задала на дом практическую работу: наблюдать за растениями. Например, как прорастают помидоры. Кто-то выполнил и забыл, мало ли у школьников, кроме этого, забот! А Юра Севастьянов подходит через месяц и говорит: "У меня реферат". Посмотрела - там подробно описано, как они с бабушкой сеяли, ухаживали, растили. Поставила оценку и отложила в сторону. Через месяц - приносит еще один реферат. В нём описание с фото, как эти помидоры пересаживались в грунт на даче. Улыбнулась, похвалила, поставила оценку. Каково же было моё удивление, когда после летних каникул он опять с рефератом: смотрите, какой мы собрали чудесный урожай! И подробности произрастания тех "подопытных" помидорчиков. Меня поразила такая настойчивость, но по-настоящему я удивилась, когда зимой получила следующий реферат: оказывается, он пересадил те кусты в горшки и поставил в подвал. А там стали появляться ростки-самосеянцы! Так мы следили за судьбой трёх поколений помидоров в течение нескольких сезонов. Я рассказала о его эксперименте
ребятам в классе. А в дневнике написала: "Поздравляю! У вас растёт настоящий учёный!". Юра Севастьянов показал мне, как важно учителю ответственно относиться к тем заданиям, которые он задаёт. Каждое из них может, а в идеале - и должно, стать толчком к творчеству. А ведь отмахнись я после того, первого реферата, наверное, и не проснулось бы в Юре, который сейчас успешно оканчивает школу, стремление изучать, анализировать, с любопытством смотреть на мир, - рассказала историю становления юного ботаника Виктория Бак.
Енакиево
Зачем Валере тяжеленная энциклопедия
Светлана Соловьёва часто просматривает фотографии своих бывших учеников.
Светлана Соловьёва уже 40 лет работает учителем начальных классов в школе.
Об одном из первых своих учеников она особенно часто вспоминает - то с улыбкой, то со складкой печали на лбу…
- Валера отличался от других мальчиков его возраста: любознательный, сообразительный… Это был мой первый выпуск. Мы с детьми очень часто ходили на экскурсии в парк, на ставок. Изучали цветы, кустарники, деревья… На все такие прогулки Валера брал с собой огромнейшую и тяжеленную энциклопедию. Еле волочил её за собой, но волочил с гордостью. Другие ребята смеялись. А он всё твердил, что те ничего не понимают. Потом и я не выдержала, поинтересовалась у него, почему он носит с собой такую огромную книгу. А Валера абсолютно серьёзным и снисходительным тоном ответил мне: "Мы приходим в школу не гулять, а учиться". Меня будто током ударило: стало и смешно, и стыдно. Этот случай научил меня не считать детей глупее себя. После этого я стала не только любить их, но и уважать. Это очень помогло мне в работе, а ещё больше в жизни: я ведь тоже мать и бабушка, - говорит Светлана Григорьевна. Сейчас "юному энциклопедисту" уже за сорок. Судьба у Валерия сложилась непросто. Он трудился электриком на Енакиевском металлург
ическом заводе, а потом попал в места заключения. Но со временем его жизнь наладилась: вышел на свободу, работает, создал семью и воспитывает дочь, первой учительницей которой стала тоже Светлана Григорьевна.
Макеевка
От акулы спасаемся всем классом
Ученики 5-А класса Никита Назаров, Лера Яшина и Диана Бондарь с удовольствием делают разминку на уроке физкультуры с учительницей Еленой Черник.
Учитель физкультуры Елена Черник из общеобразовательной школы №109 сама похожа на школьницу - стройная, с толстой косой. Говорит, ученики всегда напомнят о том, как полезно иногда на мир взрослых смотреть глазами ребёнка. Зато на уроках у неё весело, как на перемене, и отсиживаться по углам с освобождением никому не хочется.
- А всё потому, что проводить уроки меня учат дети! Они сами предлагают, чем мы сегодня займёмся. Это так привычно - ребёнок пришёл на урок и выполняет только то, что ему сказали, вне зависимости от того, интересно ему это или нет. И когда маленькому человеку предлагаешь придумать урок самому, оказывается, что это ещё очень большой вопрос, кто кого может научить. Вместо скучной разминки мы стараемся играть с ребятами в игры.
Началось всё случайно - как-то я предложила младшим классам поиграть в "Горячий хлеб". Ученики перебрасывают друг другу мячик: игра развивает моторику, динамику. Но дети реагировали на неё слабенько. Пока один мальчик не подошёл со словами: "А у нас во дворе есть похожая игра, только в сто раз интереснее". Оказалось, во дворе, если кто-то не смог поймать мяч, должен поджать руку или ногу, закрыть глаз - вроде штрафа. Дети хохочут, все в восторге. Потом появились ещё такие желающие. В итоге я предложила каждому ребёнку нарисовать схему своей игры. Теперь у нас каждый урок - неожиданность. А первоклашки что устроили! Делаем разминку, детям скучно. Вот я предложила, мол, давайте, как будто мы копаем картошку. Или идём на пляж. Продумала заранее соответствующий комплекс упражнений. Через некоторое время ребята сами стали предлагать истории - теперь мы то дом строим, то от акулы убегаем, то на тигра охотимся.
Дзержинск
Актуальный рэп от сильного духом
Юлия Захарченко любит заниматься с Алексеем Колмаковым - он очень внимательный и целеустремлённый ученик!
У преподавателя английского и немецкого языков специализированной общеобразовательной школы №3 Дзержинска Юлии Захарченко педагогического опыта не так уж и много - всего шесть лет. Но ей уже повезло встретить среди массы ребят человека, у которого она учится стойкости и целеустремлённости. А главное - любви к жизни в разных её проявлениях.
- Алексей Колмаков занимается дома: у него тяжёлая форма детского церебрального паралича. Сейчас Алёша в одиннадцатом классе, и он - единственный отличник! Всегда старательно готовится к урокам, и это при том, что говорить, а особенно писать, ему очень трудно. Но я ни разу не видела, чтобы сочинение было написано рукой мамы, - призналась Юлия.
С Алексеем очень интересно разговаривать на разные темы. Человек, который без помощи мамы даже из дома выйти не может, знает и разбирается во многом больше и глубже здоровых и ничем не ограниченных людей. Он, например, увлекается музыкой в стиле рэп, все новости о которой учительница теперь узнаёт от своего ученика:
- О достоинствах рэпа Алексей может рассказывать часами, естественно, на английском языке. Привлекают его в этой музыкальной культуре социальная направленность, острота и актуальность. Он сам пытается писать тексты и даже читать их для друзей и знакомых. И благодаря настойчивости и трудолюбию уже добился неплохих результатов. Однажды пришла к нему на занятия сразу после урока в его классе: из-за сложного задания там случилась просто "эпидемия". Тот не выполнил, потому что живот болел, у другой - голова раскалывалась. Я "в сердцах" даже прикрикнула - уж не в больницу ли сегодня попала! А Алексей всё сделал идеально, хотя представляю, каких физических усилий ему это стоило! Но за два года занятий с этим мужественным юношей я не слышала от него ни просьбы о поблажке, ни даже невольной жалобы на трудности.
Торез
Зря отказалась от протоптанной дорожки
Раиса Безуглова с любимым учеником Никитой Бантиковым.
Раиса Безуглова - учитель с 44-летним стажем. Родом она из Макеевки, там же получила образование. По распределению попала в Торез. Начинала пионервожатой, прошла все ступеньки карьерной лестницы - до директора школы. Сейчас преподаёт историю в общеобразовательной школе №26.
Она отправила во взрослую жизнь не одно поколение детей, а сейчас многие из бывших учеников Раисы Петровны привели в школу внуков. Некоторые из воспитанников навсегда ей запомнились благодаря интересным и весьма необычным случаям.
- В 80-х отдел образования распорядился: нужно организовать экскурсию на мергельную фабрику Амвросиевки, - вспоминает учительница. - Но отправили туда лишь одного ученика вместе со мной. С Витей Ковеко мы добирались пешком в соседний город. Вышли утром - к вечеру оказались на месте.
На следующее утро путешественники отправились к карьеру.
- Он такой большой, глубокий, а фабрика находится на противоположном берегу, - рассказывает Раиса Петровна. - К ней было два пути: в обход, по протоптанной дорожке, и напрямую - через лес и кусты. Не послушав доводы моего мудрого спутника, что не всё, что кажется нам таким близким, действительно таковым является, скомандовала идти через лес. Добирались мы долго, так устали и измучились, что пришлось признать его правоту.
Тогда молодая учительница впервые поняла, что в подобных делах многие ребята могут быть куда опытнее учителей, которых в институтах такому не учат. Сейчас Виктор - медик. Вместе с семьёй он уехал в Киев, где получил образование и устроился на работу. Раиса Петровна до сих пор благодарна ему за урок, который не раз помогал ей находить верную дорогу.
Красный Лиман
Болеть нельзя: тут рассказывают об органике!
Наталья Иловайская с выпускницами. Слева - Надя Титаренко.
За более чем двадцать лет учительствования Натальи Иловайской количество учеников, которым она рассказывала о молекулах и валентности, исчисляется тысячами. Многие уже привели в школу своих детей, с улыбкой представляя Наталье Леонидовне, теперь директору краснолиманской школы №4, своих шалопаев.
Были за эти годы среди сидящих за партами разные: любопытные, с ленцой, непоседы и "зубрилки". Но больше всего учительнице запомнились те, которым, как и ей самой когда-то, химия запала в душу.
- Среди педагогов часто можно услышать: мол, нынешняя молодёжь ничем, кроме компьютеров, не увлекается, никакого стремления к наукам… А я вспоминаю случай с одной моей ученицей - Надей Титаренко. Она увлеклась химией и биологией, очень много занималась, часто оставалась после уроков на дополнительные занятия и консультации. Однажды она серьёзно заболела, так, что собирались класть в больницу. На уроках её в тот день не было, а на факультативе по химии смотрю - сидит! Я, конечно, стала её ругать: разве можно в таком состоянии приходить? Никуда же формулы не убегут! А она мне в ответ: "Я не могу болеть, когда вы рассказываете об органической химии!". Надя, кстати, сдала экзамены по химии на 200 баллов и поступила на биофак Одесского университета имени Мечникова, собирается заниматься наукой.
Краматорск
Парень мыслил нестандартно
Директор 3-й краматорской школы Жанна Серикова, выпускник 85-го года Михаил Этелис и его мама Сима Этелис (справа) на праздновании последнего звонка 25 мая этого года.
По базовой профессии Жанна Серикова - учитель физики и математики. Она - авторитетный в Краматорске педагог и автор официально признанных новинок в прикладных методах обучения детворы, директор 3-й школы.
- Была я и классным руководителем, - рассказывает она. - Но так складывалось, что чаще помогала коллегам организовывать внешкольные образовательные акции - поездки в интересные зоопарки, эколого-культурные центры и прочие увлекательные места. Ребята у нас чаще всего одинаковые в развитии, но в 80-е годы мне нравился состав одного из классов: там немало было явно одарённых учеников. А среди них выделялся Миша Этелис. Я не была непосредственным наставником именно этого класса, вела лишь математику. Но с большим желанием возила ребят в Ленинград и Москву, в Киев, Львов или на Карпаты, знакомя с интересными местами. Так вот Миша где-то году в 84-м предложил организовать тур по ряду мест, придумав маршрут так, что мы заметно сократили время на разные организационные нюансы, с пользой потратив отведённое время в каникулы. И ещё остались деньги. Для меня это стало открытием. Парень мыслил нестандартно. И мне, математику, было интересно с ним общаться: он находил решение уравнений весьма необычным способом, о которыхи я не догадывалась...
В 85-м их 10-а распрощался с родной школой, ребята разлетелись кто куда, а Миша, получив экономическое образование, в начале 90-х выехал вместе с мамой в США. Там он быстро вошёл в деловую среду, организовал ряд фирм, наладив свой бизнес и в Украине.
Мариуполь
Школьный детектив научил взаимовыручке
Учитель информатики Лариса Шашенкова работает даже в выходной.
Несколько лет назад в мариупольской гимназии №1 случилось ЧП: из учительской загадочным образом "испарился" классный журнал семиклашек.
Среди педагогов начались распри - некоторые косо смотрели друг на друга, подозревая коллегу в провокации. Досталось и подопечным, но поскольку в диверсии так никто и не признался, куратору Ларисе Шашенковой пришлось переписывать документ от корки до корки и восстанавливать все годовые оценки учеников. Клубок удалось распутать только через несколько дней.
- Сразу после инцидента я попросила девчонок из моего класса помочь мне осмотреть кабинеты, - вспоминает куратор Лариса Дмитриевна. - Мы с девчонками исследовали каждый сантиметр школьной территории, но так ничего и не нашли. А потом каким-то чудом ребята отыскали его недалеко от школы - во дворе за гаражами. Правда, это был уже не журнал, а кучка маленьких обгоревших клаптиков бумаги! Решила идти ва-банк: каждого ученика я по очереди вызывала в кабинет и пыталась его "прижать" уликами. Мол, я всё знаю, мне просто интересны детали. И один из них признался!
Он подробно рассказал о том, как первым вылетел с урока и побежал в учительскую, пока та была пуста. Сергей взял журнал с полки, засунул его в рюкзак и отправился уничтожать. Думал, что если записи и оценки навсегда исчезнут, то его другу - однокласснику Володе - не придётся оставаться на второй год... В общем, он пошёл на "преступление", чтобы помочь товарищу. Я, разумеется, ему растолковала, что так делать нельзя, но про себя тогда подумала: "Какие всё-таки молодцы! Настоящая дружба и взаимовыручка!". Этот случай стал проверкой на прочность не только для учеников, но и для нас - педагогов в плане доверия. Потом судьбы Серёжи и Володи сложились успешно - один окончил техникум, второй - училище. Оба пошли работать на производство.
Андрей Кривцун. Елизавета Гончарова. Сергей Маринцев. Инна Мирончик. Елена Харченко. Александр Беcпёрстов. Алина Купцова.
Теги: Донецк, Донбасс, ученик, учитель, День учителя
- У «лнр» представникам бізнесу дали ще рік на реєстрацію у реєстрі рф12:00
- 19 січня росіяни вбили 1 і поранили 2 жителів Донеччини11:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- Прифронтовий Краматорськ частково залишився без електрики14:00
- 18 січня росіяни вбили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- На окупованій Луганщині шахтарям заборгували зарплату за 2014-2015 роки - ЦНС16:00
- 17 січня росіяни поранили 1 жителя Донеччини12:00
- Оперативная информация Генштаба ВСУ о ситуации на Донбассе09:00
- У Старобільську чоловікам видають російські паспорти разом із повістками - ЛугОВА13:00