Жильцы, проданные с общежитием, просят защиты

10.04.2011 09:14
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Дом №8-а по улице Генерала Батюка выглядит вполне прилично. Его обитатели не могут понять: как он мог «уйти» частникам за 28 тысяч гривен?
Дом №8-а по улице Генерала Батюка выглядит вполне прилично. Его обитатели не могут понять: как он мог «уйти» частникам за 28 тысяч гривен?

Семь лет назад обанкротившийся трест «Специзоляторстрой» (г. Славянск, Донецкая область), сбрасывая социальный балласт, продал двум частным лицам за символическую плату добротное пятиэтажное здание ведомственной общаги вместе с жильцами. Все эти годы полсотни семей строителей отстаивают право на выданные трестом квадратные метры. «Бомбят» властные и профильные инстанции письмами, пытаясь привлечь внимание к своей незавидной судьбе, оспаривая законность продажи дома. А новый владелец, не церемонясь, проводит свою политику, выживая неугодных и заселяя в клетушки тех, кому и деваться-то некуда.

«Хозяин цены рисует, какие захочет»


В редакцию «Донбасса» обратилась бывшая работница треста Татьяна Бурдыга, мать трех взрослых детей, с 1987 года проживающая в доме №8-а по улице Генерала Батюка - в той самой бывшей ведомственной общаге. «Треста уже нет, - сообщила Татьяна Ивановна. - Он дважды закрывался и возрождался в новом виде, а в 2004 году бросил нас на беду». Искать защиты в разных структурах взялся оставшийся без работы ее 50-летний муж. Ничего не добился и недавно скончался. «Помогите нам отстоять наше жилье, мы уже не в силах за него бороться...», - прозвучал в трубке усталый голос нашей подписчицы.

...Мы сидим в уютном гнездышке, заботливо свитом Константином и Татьяной Бурдыга и их детьми. Прежде это были три соседние комнаты, а в последние годы глава семьи сделал несложную перепланировку, и получилась отдельная квартира. «Мы вовремя платим за коммунальные услуги, можете узнать у хозяина дома», - перехватила мой взгляд собеседница, рядом с которой сидит дочь Ольга.

Татьяна Бурдыга с дочерью Ольгой безуспешно пытаются отстоять право на квадратные метры в бывшей ведомственной общаге.

Татьяна Бурдыга с дочерью Ольгой безуспешно пытаются отстоять право на квадратные метры в бывшей ведомственной общаге.

- Мы с мужем трудились в тресте, у нас работало около трехсот человек. Строили в городе жилье и другие здания. Раньше человек, отработав на предприятии 10 лет, знал, что его из ведомственной общаги на улицу уже не выставят. А сегодня всё перевернулось: нам, помимо платежей за коммуналку, навязывают коммерческие условия найма жилплощади, и цены при этом хозяин «рисует», какие хочет, - смахивает слезы Татьяна Ивановна. - Сначала нас приватизировали, а затем продали в частные руки вместе с жильем, даже не поставив в известность.

Договор по принуждению

Перебирая письма и ответы официальных органов и беседуя с хозяйкой, я выяснил, что в момент акционирования в 1995 году руководство треста не включило в перечень приватизируемых объектов, как того требует закон, три жилых ведомственных дома (два - по улице Королева и одно здание - по Батюка). А вот два общежития в балансовую ведомость внесли. Через несколько лет ОАО «Специзоляторстрой» оказалось на грани банкротства, и руководство решило продать социальный балласт любому, кто даст за него хорошую цену. 

Под «нож» попали два объекта общественного жилья. Но жильцы малосемейного общежития, что находится на автовокзале, отстояли его, добившись передачи городу после капремонта. А вот судьба пятиэтажки на Батюка оказалась печальнее: ее за смешную цену продали некому Юрию Якимишин (он уже отошел от дел) и 58-летнему Павлу Загоруйко, который сейчас, по словам Татьяны Бурдыги, «и жэк, и власть, и хозяин дома в одном лице». «Как можно одному ремонтировать кровлю, чинить коммуникации в подвале, менять трубы и убирать территорию? Никто этим годами не занимается», - уверяет собеседница.

На вопрос, обращались ли они тогда, в 2004 году, за помощью властей, Татьяна Ивановна уверяет, что у них даже побывал один из замов мэра Анатолия Левита и сказал, что «город был согласен принять общагу даже без полагающегося ремонта. Но в тресте сочли нужным продать ее частникам... На общем собрании акционеров, среди которых не было ни одного нашего жильца (!), и приняли это решение».

Собеседницы добавили, что вначале хозяева собирались продать дом некой донецкой фирме, но тем нужна была пустая коробка, а не проблемы с жильцами. И отказались. «Тогда хозяин принялся нас выживать, - взмахивает рукой Бурдыга. - Жильцы стали жаловаться властям, а горсуд признал сделку купли-продажи здания незаконной. Но Апелляционный суд отменил решение коллег. И нас начали принуждать выкупать комнаты по рыночной стоимости. Дескать, имеющиеся у нас ордера ничего не значат».

В случае отказа от заключения договора коммерческого найма всем предлагалось в короткий срок покинуть здание. Многие одинокие, не выдержав натиска, так и сделали...

«Попахивает «химией»

Передо мной лежит удивительный документ. Юридически правильно оформленный, на официальном бланке, заверенный нотариусом договор купли-продажи недвижимости от 23 июня 2004 года. В нем ОАО «Специзоляторстрой» демонстрирует чудеса благотворительности, продавая двум славянцам добротное пяти­этажное общежитие общей площадью в 2026 кв.м за 28 тысяч гривен. Хотя, по данным БТИ, на момент продажи стоимость здания достигала 338 тысяч. Впрочем, профильные специалисты уверяют, что тогда реальная цена была еще выше.

- По закону, жилфонд, заселенный людьми, запрещено включать в перечень приватизируемых объектов, - отмечает экс-мэр Славянска Анатолий Левит. - Но по вине руководства треста закон нарушили: общагу произвольно или умышленно включили в такой список. Я помню этот случай: «Специзоляторстрой» наотрез отказался передавать дом городу, хотя мы были готовы принять его и без ремонта. Рачительный хозяин так никогда не поступил бы. Здесь что-то не то... Попахивает «химией». Жильцам надо нанять грамотного юриста, и у них есть все основания отменить по суду сделку купли-продажи дома.

- Такое ощущение, что мы вернулись в эпоху крепостного права, когда барин продавал собственность вместе с людьми и скотом, - пожаловалась, зарыдав, одна из молодых жительниц общежития, гулявшая во дворе с ребенком. - Нас посчитали социальным мусором. Неужели во власти нет разумных чиновников?

Хочется надеяться, что таковые есть...

Зам. мэра: «Мы разберемся и примем решение»


Заместитель мэра Славянска Олег Тетянин курирует жилищно-коммунальную сферу лишь несколько месяцев, поэтому наболевшие проблемы жильцов общаги стали для него новостью. Он согласился, что ситуация - ненормальная. Люди получили жилье от базового предприятия, чувствуют себя униженными, платят деньги, но не имеют права приватизировать метры и живут в страхе оказаться на улице. «Я вам обещаю: мы разберемся в этой сложной ситуации и найдем путь её решения», - заверил Олег Владимирович.

Собственник: «Никто дом не хотел брать. А мы взяли...»

Владелец огромного здания Павел Загоруйко долго выпытывал у корреспондента: кто же это из жильцов сообщил в прессу? Не дождавшись ответа, заявил: «А что вы хотите? Тогда, в 2004-м, никто не хотел брать этот дом - ни власть, ни жильцы, ни предприятия. Всё было разбито: ни окон, ни дверей. Один я всё восстановил, отремонтировал. И я же плохой... Да, кое с кем пришлось расстаться - пьянки, дебоши, зачем мне это надо?».

Павел Павлович подчеркнул, что никого просто так выселять не будет, но всем желающим остаться придется выкупить площадь. «Дом как был жилым, так и останется, пока я его хозяин, - сказал он в завершение беседы. - Хотя я не прочь продать его городу за достойную цену».


Сергей Маринцев. Фото автора.

Теги: Донбасс, Донецкая область, Славянск, продажа, дом, общежитие
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх