Кардиологи Донецка спасали девочку 12 часов

08.10.2013 12:57
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Игорь Мокрик с американским коллегой доктором Джеймсом О’Браеном осматривают недавно прооперированных детей в отделении реанимации.
Игорь Мокрик с американским коллегой доктором Джеймсом О’Браеном осматривают недавно прооперированных детей в отделении реанимации.

Дончанка Анастасия Семченко могла бы не дожить до 10 лет. Чудом оказалось и то, что девочке исполнилось 14. Неумолимую статистику решили в пользу жизни кардиохирурги отделения детской кардиохирургии и реабилитации Института неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гусака в Донецке.

Просто задыхалась

Диагноз Насти звучал так: "Коарктация аорты". Аорта - главная артерия, переносящая обогащённую кислородом кровь к телу от самого сердца. В случае порока, который был у девочки, она сужается, и из-за этого кровоток замедляется и блокируется. Исследования показали, что задержка диагноза ведёт к многочисленным осложнениям, одним из которых является повышенный риск оперативного лечения таких детей. Позднее оперативное лечение приводит к летальному исходу.  

Вопрос о том, почему эта серьёзная проблема не была определена у младенца (ведь этот порок сердца врождённый), повисает в воздухе: слишком много воды утекло. Когда неполадки в здоровье дочки стали очевидны, рассказал её отец Геннадий Семченко, начались хождения от врача по месту жительства - к доцентам и профессорам. Выход не находился. Звучало даже… "да что вы волнуетесь, перерастёт". Но как же было не волноваться!

- В то время я увлекалась танцами, - рассказывает девочка, - но любимое занятие доставляло много хлопот: я сильно задыхалась и долго не могла нормально дышать во время занятий. Сильная одышка была и при подъёмах по лестнице, да и просто при быстрой ходьбе.

Дочка "сидела на атомной бомбе"

- Когда Игорь Юрьевич Мокрик вышел из операционной, то сказал, что дочка "сидела на атомной бомбе", - вспоминает настин папа. - Операция длилась 12 часов. Примерно через четыре я стал волноваться не на шутку, обрывали мобильник и родственники.

Сама Настя признаётся, что до начала операции даже не представляла, сколько она продлится. И хорошо, говорит, а то бы наверняка испугалась. Сегодня девочка учится в 11-м классе и от школьных нагрузок не бегает. "Я много занимаюсь по таким предметам, как экономика, математика, украинский язык, хожу на рисование. Готовлюсь к поступлению в архитектурную академию и постоянно занята", - говорит она.

- Порок сердца, который был у Насти, нужно диагностировать, что называется, немедленно и оперировать, не откладывая, - рассказывает Игорь Мокрик. - У неё диагноз был поставлен недостаточно свое-временно. Поэтому, когда девочка попала в поле нашего зрения, уже развились серьёзные осложнения. Кроме пластики аорты, пришлось искусственно восстанавливать кровообращение, протезировать подключичную артерию и дугу аорты… всё это соединять между собой, ведь только тогда сердце могло работать. Слава Богу, у нас всё получилось.

Ключевой момент - диагностика

В течение недели вместе с нашими специалистами в отделении работала бригада медиков из Children’s Mercy Hospital, Канзас-Сити, штат Миссури. Ведущий детский кардиохирург клиники Джеймс О’Браен рассказывает: "В первый наш приезд шесть лет назад мы даже подумать не могли, что операции подобного уровня будут здесь выполняться". Но Игорь Мокрик настаивает на том, что усилия к выздоровлению девочки приложили и другие специалисты: по месту жительства, в ДОКТМО. И подчёркивает: "Хотелось бы выполнять подобные операции именно в то время, когда они показаны, а не иметь дело с осложнениями. Вопрос о современной диагностике стоит остро". На этом же акцентирует внимание и его американский коллега: "Наилучший способ обеспечить качественное лечение детей - это провести своевременную диагностику врождённого порока".

В частности, в штате Миссури, откуда он родом, недавно был принят закон, который предполагает использование метода пульсоксиметрии у всех новорождённых. Этот метод диагностики пользуется международным признанием. А Игорь Мокрик рассказал, что благодаря проекту "Пульс новой жизни" пульсоксиметрия станет применяться более широко и в нашем регионе. Проект родился благодаря усилиям кардиологов, волонтёров и властей области. Активно участвует в нём благотворительная организация "Детские сердца", учредителями которой являются дончане. Её директор Людмила Шабалина отметила, что 73 родильных отделения Донецкой и Луганской областей (дети из этого региона оперируются в Донецке) планируется обеспечить пульсоксиметрами. "Уже в октябре мы намерены передать шесть таких приборов", - сказала она.

Всё гениальное - просто

- Пульсоксиметр позволяет определить насыщение кислородом гемоглобина крови, - рассказывает Игорь Юрьевич. - Многие пороки сердца характеризуются сниженными показателями. Соответствующие протоколы позволяют оценить степень риска. Если таковой высок, ребёнку показаны более сложные исследования, в частности, эхокардиография, более углублённый анализ.

Доктор надевает на палец датчик, включает прибор, и в считанные секунды получает результат. "У меня насыщение 98, значит, мне эхокардиография не нужна", - шутит он. И добавляет серьёзно: "Я и мои коллеги убеждены, что дети Донбасса заслуживают таких же методов диагностики, которые приняты в мире. И было бы очень хорошо, если бы материальную сторону взяли на себя те, кто в состоянии это сделать. Все вместе мы спасём наших детей!" Ведь все случаи врождённого порока сердца нужно оперировать. Подавляющее большинство из них можно было бы обнаружить в течение первого месяца жизни младенцев, и в донецкой клинике это позволяет сделать в том числе пульсоксиметрия.

Заведующий отделением детской хирургии и реанимации Игорь Мокрик и Настя Семченко.

Заведующий отделением детской хирургии и реанимации Игорь Мокрик и Настя Семченко.

Будущее детской кардиохирургии

- Сегодня мы с донецкими коллегами не оперировали, - говорит Джеймс О’Браен. - Потому что все места отделения в реанимации заняты: там помещены детки, которые нуждаются в выхаживании. Они прошли коррекцию по поводу очень сложной патологии: один желудочек сердца, вместо двух. И эти операции - только первый этап на пути к выздоровлению, потому что на протяжении трёх-четырёх лет жизни потребуется серия вмешательств.

Если быть точными, то в детской реанимации всего три места, да и наблюдает за детьми только одна медицинская сестра (по международным канонам за каждым ребёнком должен быть индивидуальный уход). Игорь Мокрик рассказал, что значительная доля проблем будет решена, когда вся кардиохирургия - и детская и взрослая - переедет в новый кардиоцентр, возводимый на территории ИНВХ. "Корпус готов на 75%. Технологии, которые он позволит использовать, соответствуют самым высоким мировым стандартам", - сообщил он. А его американский коллега назвал центр "символом того, что государство, общество понимают значимость решения проблемы. И инвестируя усилия в подобное строительство, вы инвестируете в детей", - подчерк-нул Джеймс О’Браен.

Закончить строительство девятиэтажного кардиоцентра планируют в этом году. Главная цель - создание современной детской кардиослужбы в Донецкой области. Её организаторы хотят добиться такого уровня подготовки и технического оснащения, чтобы оказывать помощь всем детям региона, нуждающимся в сложных операциях. Учитывается и то, что кардиохирургия хорошо развита в столице Донбасса, но отсутствует в провинции. Уже несколько лет сотрудники детской кардиологии ИНВХ консультируют коллег на местах и выезжают в города и веси с тем, чтобы осмотреть деток, у которых подозревают пороки сердца.

Более того, детские кардиохирурги при необходимости отправляются в Луганск, чтобы оперировать младенцев, которых по состоянию здоровья просто невозможно привезти в Донецк. Буквально неделю назад там была сделана операция трёхмесячной девочке. Сегодня отделение кардиохирургии принимает маленьких пациентов также из Днепропетровской, Запорожской областей и Крыма.

Уникальные и дорогостоящие операции в Донецке проводятся... бесплатно. Яркий пример тому - дети-сироты с врождёнными пороками сердца, которые поступают из детских специализированных учреждений разных регионов. Ежегодно донецкие кардиохирурги спасают около 250 маленьких жителей Донбасса, которые нуждаются в их помощи.

Кадры решают всё

По словам Игоря Мокрика, остро стоит вопрос кадров, особенно медицинских сестёр. Ведь сегодня при создании штата для новой клиники всё ещё вынуждены руководствоваться указаниями… 1962 года, которые совершенно не учитывают современных реалий. В новом центре только в реанимации будет восемь мест, и, если считать, что не должно быть "перекрёстного" ухода за малышами, - это уже большая проблема. То же касается палатных медсестёр.


Ирина Розанова. Фото автора.

Теги: Донбасс, сердце, хирургия, операция, кардиология
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх