Донбассовец под Сталинградом сражался с танками и самолетами

17.07.2012 12:50
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Донбассовец под Сталинградом сражался с танками и самолетами

Ровно 70 лет назад началась знаменитая Сталинградская битва, которая продлилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943-го и является крупнейшим сухопутным сражением Второй мировой войны (с обеих сторон полегло около 1,5 миллиона человек). Она привела к разгрому 6-й армии вермахта и других сил союзников нацистской Германии в междуречье Дона и Волги, став наряду с танковой схваткой на Курской дуге переломным моментом в ходе военных действий. Оправиться от этих ударов враг уже не смог. В тех жесточайших боях принимал участие и наш земляк. Председатель совета ветеранов Нацбанка Украины по Донецкой области, зам. председателя Ворошиловского райсовета ветеранов Донецка Андрей ГУЦОЛ имеет множество наград, в том числе медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», а также орден Отечественной войны II степени. Ему уже 90 лет, но те события помнит, будто они произошли вчера…

Закалка в степях Казахстана

В наших краях он, уроженец села Малая Стружка, что в Новоушицком районе некогда Каменец-Подольской, а теперь - Хмельницкой области, оказался в 1934-м. Отец-селянин поехал на строительство Новокраматорского машзавода. Как чуть обустроился, перевез семью.

- Он работал в мартеновском цехе НКМЗ и после пуска завода. Я ходил туда еще пацаном, видел, как привозили устаревшее вооружение - винтовки, шашки на переплавку. Много было и металлолома. Особенно впечатлил пресс усилием 10 тысяч тонн, закупленный в Германии, - вспоминает Андрей Васильевич. - В середине 70-х, когда я был зам. управляющего областной конторой Госбанка СССР, нам приходилось финансировать заказ, выполняемый на этом прессе, - для Франции делали его собрата, но только в шесть раз мощнее. Его продали за 15 миллионов рублей, а через какое-то время появились заметки, что именно на нем НАТОвцы стали штамповать колеса для танков…

В 39-м отца не стало, и Андрей, окончив десять классов, сразу начал работать в инвентарь-бюро: нужно было кормить младших брата и сестру, маму, которая сидела с ними дома. Когда над страной пронеслось страшное известие - война! - стал контролером ОТК в механическом цехе Старокраматорского машзавода.

- Цех перепрофилировали, он выпускал снаряды, мины, авиабомбы, осваивал выпуск ППШ. Всю продукцию сдавали на специальной площадке военпреду, - продолжает Гуцол. - Я работал там до октября. А потом завод эвакуировался в Иркутск. За три-четыре дня демонтировали всё!

По приказу военного коменданта Андрей вместе с остальными мужчинами 1893-1925 гг. рождения, вне зависимости от отсрочки призыва, явился на один из сборных пунктов. А потом с еще 150 земляками пешим ходом двинул в Лисичанск.

- Направили меня в Одесское пехотное училище, которое отступало из Жемчужины у моря с боями. Догоняли их в пути. Перебазировали его в Уральск, что на северо-западе Казахстана. Мы прибыли туда лишь в декабре: эшелоны стояли подолгу, дорога была забита, - вспоминает ветеран. - Обучение продолжалось до марта и проходило в жесточайших условиях. Мороз под минус тридцать, ветруган. Нас с утра посылали на полуторакилометровую пробежку с голым торсом. А когда умывались, вода замерзала на руках. Удивительно, но за всё время только парочка из 200 человек заболела. Та закалка мне потом здорово пригодилась в Сталинграде, где зимой 42-го и 43-го стоял лютый холод.

Окопный ад

Сперва наш земляк попал в третью гвардейскую морскую бригаду на Калининском фронте (в районе озера Селигер под Ржевом).

- Мы тогда почти не участвовали в наступательных операциях. Больше разведка боем. На том участке велась позиционная

война. Весна, окопы были, что болота, - рассказывает Андрей Васильевич. - Бригаду вскоре переформировали в 27-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Я влился в отдельный учебный батальон, цель и задачи его - при выходе из строя командиров взводов, рот заменять их.

Таким он был  в годы войны.

Таким он был в годы войны.


Ну, а потом был Сталинград… Первый серьезный бой Гуцолу выпал в 20-х числах июля между Паншино и Котлубанью. Далее они нанизались один на другой, как бусинки на длинную цепочку, которая могла оборваться в любой миг… К началу Сталинградской битвы противник имел превосходство над советскими войсками в людях в 1,7 раза, в танках и артиллерии - в 1,3 и в самолетах - более чем в два раза. Так что давили фрицы похлеще пресса…

- Окопы в глиняной почве были сделаны на совесть. Держали на славу, - вспоминает дончанин. - И мы держались, как могли. Главное вооружение - винтовки, пулеметы Дегтярева, чуток противотанковых ружей, бутылки с зажигательной смесью, гранаты. На Калининском фронте мы хоть и пробыли недолго, но офицеры-морпехи многому научили. Так что новичками не были. Артиллерия, конечно, здорово помогала. Но когда танк уже подлез к самым окопам, а то и перебрюхатил через них, выкручиваться приходилось самим. Как правило, перед наступлением немцы массированно обстреливали нас из минометов. Осколками крошило многих. Уже чувствовал, где упадет мина - дальше или ближе… Во время боя мы приноровились: рассредоточивались, ставили пулеметы на расстоянии. Сделал несколько выстрелов, подходишь к другому. А нападающие бьют по той точке, где тебя уже нет…

28-го июля появился знаменитый приказ Сталина №227 - «Ни ша­гу назад!». К тем, кто проявит в бою трусость и малодушие, стали принимать самые жесткие меры, вплоть до расстрела. Политруки до хрипоты крепили морально-боевой дух и дисциплину истрепанного вой­ска. Метод кнута сделал своё дело - фронт начал стабилизироваться.

- Как только приходило пополнение, наш батальон курсантов отправляли в резерв комдива. А потом, по надобности, опять бросали в самые тяжелые точки - в поддержку того или иного подразделения, - продолжает Гуцол. - Потери были огромные. Гибли даже не сотнями - тысячами. Запомнилось, как мы помогали держать высоту 58,6 метра. Немцы нагнали туда множество танков, несколько мы уничтожили, а потом подключились артиллерия и «катюши». Только это остановило продвижение противника. Я занял место раненого пулеметчика, поливал фрицев из творения Дегтярева. Старался целить в плексигласовые смотровые щели танков. Так можно было ослепить эти машины смерти. А потом - или гранаты под гусеницу, или бутылку с зажигательной жидкостью - на заднюю моторную часть.

23 августа массированная немецкая бомбардировка убила более 40 тысяч человек, уничтожила свыше половины жилфонда довоенного Сталинграда, превратив его в руины. В тот же день 14-й танковый корпус противника прорвался к Волге севернее города, в районе поселка Рынок, отрезав нашу 62-ю армию от остальных сил Сталинградского фронта. 13 сентября оккупанты массово перешли в наступление, вынудив советские войска отступить. Полем боя стали улицы.

Выслеживал крылатых крестоносцев

- В последние дни сентября, когда дивизию передислоцировали, нас накрыл шестиствольный миномет. Уже в полевом госпитале узнал, что рядом разорвалась мина. Повезло, что я попал в мертвую зону - осколки не тронули. Но накрыло ударной волной. Полтора суток был без сознания, - качает головой Андрей Васильевич. - Оказался поврежден позвоночник, левый глаз так затек - думали, потеряю его. Лежал пластом, как парализованный. Меня кололи чем-то, кормили. Потом понемногу задвигался, привел в порядок мышцы. Восстановился. 24 ноября перешел в выздоравливающий батальон 210-го запасного полка. Оттуда и отобрали меня в числе еще 30 наиболее грамотных для работы в отдельной радиороте управления командующего артиллерией 24-й армии генерал-майора Глебова.

Теперь задачей нашего земляка стало - опознавать самолеты противника на подступах к городу. Для этого, конечно, пришлось ускоренными темпами изучить типы этих машин, научиться обращаться с рацией, определять курс.

- Действовали вместе с передовыми частями в районе Городища, аэродрома, в северной части Сталинграда, - делится ветеран. - С собой - бинокль, компасы, радиостанция. Засечешь крылатых гадов и скорее передаешь на главный пост для принятия решений - какой вид оружия применять. Мы имели право подключаться к любому виду связи, и по сигналу «Воздух!» нас соединяли с главным постом противовоздушной обороны. В этот период как раз произошло окружение немцев. Они устроили коридор, чтобы снабжать свою группировку, попавшую в капкан. В основном шли транспортные самолеты Юнкерс-52 в сопровождении «мессеров». Мы их узнавали уже по звуку моторов. Наши Як-3 и Як-5 тогда здорово себя проявили, да и зенитная артиллерия была на высоте… Без конца следовали бои, обстрелы, воздушные налеты. В центральной части города, - разворачивает он карту той битвы, - оставались буквально островки, которые препятствовали немцам выйти к Волге. Но группировку Манштейна, пытавшуюся прорвать оборону, разгромили. А тут еще разлютовалась зима (снега было по колено, мороз - за минус 25).

22-26 января 6-я армия была расчленена. Советские войска соединились в районе легендарного Мамаева кургана. К 31 января ликвидировали южную группировку, а ко 2 февраля капитулировала северная… В плен были взяты от 91 до 110 тысяч солдат и офицеров вермахта, в том числе 24 генерала и фельдмаршал Паулюс. Из них в Германию по окончании войны вернулось не более 20 процентов - большинство умерло от истощения, дизентерии и других болезней.

- Я видел целые вереницы пленных, бредущих от Сталинграда до Иловля, где находилась железная дорога, - рассказывает Гуцол. - Закутанные в одеяла, с головами, обмотанными платками и женскими шалями, в соломенных постолах на сапогах... Снимали со своих упавших без сил, но еще живых товарищей одежду, напяливали ее и брели дальше. Они представляли собой жалкое зрелище, но ведь сюда их никто не звал…

Кубинский след

Кроме России, наш земляк освобождал от фашистской чумы Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. Победу встретил в Австрии. В мирное время трудился в управлении краматорского трамвая, занимал разные должности в структуре Госбанка. В 79-81 гг. даже был советником Нацбанка на Кубе, где виделся со знаменитым Фиделем Кастро. «Супруга, к сожалению, уже умерла. Прожили мы почти полвека. Чуть-чуть не хватило до золотой свадьбы», - вздыхает Андрей Гуцол. Но у него осталась великая радость - два сына (один из них работает в мединституте канадской Оттавы) и две внучки…

Андрей ГУЦОЛ

Андрей Гуцол (слева) на Мамаевом кургане,  где во время Сталинградской битвы проходили
одни из самых ожесточенных боев. Позади - знаменитая скульптура «Родина-мать зовёт!».


Андрей Кривцун.

Теги: Донбасс, Донецкая область, Великая Отечественная война, ветеран, история
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх