Нашёл любовь во Львове, а призвание - в Донбассе

15.06.2013 09:10
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Андрей и Юлия Зоненко в Донецке. Вместе они были более полувека.
Андрей и Юлия Зоненко в Донецке. Вместе они были более полувека.

Имя Андрея Зоненко увековечено на мемориале журналистам и писателям, погибшим в годы войны и умершим после неё. Расположен тот рядом с издательством «Донетчина». В этом здании находится и наша редакция, которой с 1970 по 1975 гг. руководил Андрей Тимофеевич. А сегодня ему бы исполнилось 90 лет. Сотрудничать с прессой Зоненко начал ещё школьником. В разные годы был редактором городских газет Харцызска, Мариуполя, Дружковки, возглавлял областные - «Радянська Донеччина» и «Социалистический Донбасс», республиканскую «Правду Украины». Об этом удивительном человеке, Редакторе с большой буквы, я побеседовал с его дочерьми. Людмила Наумова живёт в Донецке, трудилась литературным редактором в газете «Комсомолец Донбасса», Областном научно-методическом центре культуры и народного творчества, сейчас - в газете «Жизнь». Светлана Кривда - киевлянка. Занималась педагогической деятельностью, после смерти отца заведовала редакцией в «Правде Украины», вот уже 10 лет работает в отделе писем газеты «Сільські вісті».

Чтобы выжить, ели грызунов

- Какие истории из своей жизни Андрей Тимофеевич вспоминал чаще всего?

Светлана: - Папа родился в совхозе «Октябрьский» Добропольского района. Не раз рассказывал, как, будучи девятилетним мальчиком, помогал в голодном 32-м году матери тем, что ловил в поле мелких грызунов, которые шли в пищу семье... Часто вспоминал ещё один грустный эпизод. Его старший брат Григорий был призван на фронт в июне 41-го. А в июле погиб вблизи белорусского города Кричев. Когда в дом пришла похоронка, у папы уже имелась повестка в военкомат. И он упросил сестру Нину не показывать похоронку матери, пока сам не уйдёт на фронт. Он был курсантом военной авиашколы, служил авиамехаником в истребительном полку и авиамастерских, готовил самолёты к боевому вылету... А из весёлого... В 45-м, по папиным рассказам, люди угощали победителей кто чем мог. В одном из хозяйств закормили арбузами: сначала солдатики ели, полулёжа в непринуждённой обстановке. Потом сидя, а вскоре уже и стоя мало что входило... А народ всё угощал и угощал: «Ешьте, сыночки, ешьте...»

- Поделитесь историей любви ваших родителей...

Людмила: - Они познакомились в знаменательный день - 9 мая 1945 года на праздничном вечере, посвящённом Победе, во львовском Клубе офицеров. Нашей будущей маме, Юлии Владимировне, тогда было всего 16. Старшая сестра Мария взяла её с собой на танцы. Голубоглазая, темноволосая Юлечка скромно стояла под стеночкой. Папа пригласил её. Раз, второй... Пошли свидания. Бабушка, коренная львовянка, была категорически против того, чтобы дочь встречалась с «москалём». А Юля выпрыгивала в окошко и убегала на свидание. В 46-м они расписались, спустя год родился Юрий, наш брат (он посвятил свою жизнь воинской службе, сейчас живет в Евпатории). Вскоре семья перебралась в Донбасс, где появились на свет уже и мы с сестрой... Кстати, самый запоминающийся подарок папа сделал маме (она работала в сфере торговли) в Донецке. Накануне её дня рождения он заказал у местного художника портрет. Тот писал его с маминой фотографии. Сюрприз удался на славу! Портрет этот до сих пор висит у 85-летней мамы на стене её киевской квартиры. Родители прожили вместе в любви и согласии 51 год - до самой папиной смерти.

16 лет «рулил» «П.У.»

- Что за образование было у вашего отца?

Людмила: - Некоторое время он учился во Львове на юриста. Но обстановка там во второй половине 40-х была тревожная, устроиться на работу не получалось. Уже живя в Донецкой области, окончил Славянский пединститут, а позже - Полиграфический институт им. Фёдорова во Львове. Причём второе образование получал заочно в 60-х годах, когда в семье уже было трое детей. Мы жили тогда в Жданове (теперешнем Мариуполе). И папа, придя с работы, посвящал время семье, а ночью в период сессии писал все контрольные работы. Он обладал небывалым педагогическим чутьём, хорошо разбирался в людях и независимо от возрастной разницы с любым сотрудником легко мог найти общий язык. Какие бы мы, дети, проступки ни совершали, всегда с достоинством и уважением к личности ребёнка делал замечание или просто что-то объяснял. Причём эти наставления никогда не носили характер нудных нравоучений. Точно так же общался с подчинёнными.

- Сколько лет Андрей Тимофеевич руководил «Правдой Украины»? Какие сложности были, что считал своей победой?

Светлана: - Газету «Правда Украины» папа возглавлял 16 лет. О трудностях дома никогда не говорил, оберегая от волнений маму. У него было множество наград, но гораздо больше папа радовался, когда по газетным материалам принимались правительственные постановления, и он реально понимал, что тем самым улучшает жизнь в стране. Будучи редактором «П.У.», избирался народным депутатом Украины трёх созывов, возглавлял столичную организацию союза журналистов.

- Как бы он, по-вашему, отреагировал на то, что сейчас происходит в журналистике?

Светлана: - Я думаю, папу бы не порадовало, что стало меньше аналитических, а также «живых» материалов. Он всегда был сторонником рассказа о конкретных людях и событиях. А лозунгом его профессиональной деятельности стали слова из общеизвестной песни о журналистах: «Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете...» Сейчас же полосы заполонили Интернет и «желтизна», выпячивание собственного благосостояния или «грязного белья». Появилось бесчисленное множество газетёнок сомнительного содержания, которые и листовкой-то назвать можно с трудом. А ведь пресса всегда была призвана информировать и просвещать читателей.

Даже в Киеве болел за «Шахтёр»

- О встречах с какими интересными людьми он рассказывал с особым теплом?

Светлана: - За более чем 50 лет трудового стажа таких у папы была масса. Наиболее интересными он считал встречи со знаменитыми земляками - лётчиками-космонавтами, дважды Героем Советского Союза Георгием Береговым и Леонидом Кизимом, знаменитыми шахтёрами Иваном Стрельченко и Кузьмой Севериновым. А ещё у отца было много командировок, в том числе за рубеж. Он побывал в Польше, Чехо-словакии, Австрии, Италии, США, Африке. Навсегда запомнил, как во время поездки в Германию в состав делегации по культуре от Украины была включена народная артистка УССР Раиса Афанасьевна Кириченко. И когда она только вышла на сцену, весь зал встал, аплодируя исполнительнице песен «Чураївна», «Козачка», «Стремено», «Жіноча доля», «Мамина вишня». Папа уверял, что испытал тогда огромную гордость за нашу страну.

- Как часто Андрей Тимофеевич бывал в Донбассе после переезда в Киев?

Светлана: - К сожалению, не так часто, как хотел бы. Ответ-ственная работа не давала возможности. Но всегда помнил, откуда родом, что за земля дала ему удивительные упорство и трудолюбие. Кстати, он всегда болел за донецкий «Шахтёр», даже в, казалось бы, самых безнадёжных ситуациях. А я помню, как мы всей семьёй ездили в его родное село Октябрьское (раньше Розовка) Добропольского района. Бабушка Анастасия Калинична - была не человек, а чудо! От неё исходило столько душевного тепла и доброты, что меня этот свет до сих пор согревает. И этого тепла тогда хватало на всю большую семью (кроме погибшего брата, у папы было их ещё два и сестра).

- Как отец любил отдыхать?

Светлана: - Папа был заядлым рыболовом! Знал все тонкости удачной рыбалки и часто баловал нас довольно крупными щуками, лещами и окунями. С удовольствием собирал в лесу грибы и ягоды. А когда случалось гулять на лугу, он всегда пел. И любимой его песней была «Спят курганы тёмные».

Мариупольско-донецкие вехи

Период работы Андрея Зоненко в нашей газете совпал с предпусковым этапом строительства уникального толстолистового прокатного стана на метзаводе «Азов-сталь». Там был создан наш рабкоровский пост, затем начал выходить и спецвыпуск «Соц. Донбасса». Позже, уже будучи редактором «Правды Украины», Зоненко приезжал на тот же комбинат, но уже на другую стройку, - в кислородно-конверторный цех.

«Мы оба в своё время служили в авиации. Это нас и сблизило. Зоненко был очень светлый, чуткий человек - требовательный, но не деспотичный, профессионал, но не зазнавшийся. Умел передать свои опыт и знания, причем без назидания, ненавязчиво, - рассказал писатель, редактор журнала «Донбасс» Виктор Логачёв, который трудился с Андреем Тимофеевичем в «Приазов-ском рабочем» и «Социалистическом Донбассе». - У него был очень спокойный, уравновешенный характер, умение привлекать к себе людей. Никогда не слышал, чтобы он повышал голос».

Именно Зоненко провёл на страницах нашей газеты вседонецкое заочное рабочее собрание с повесткой дня «Крепить дисциплину труда». Его итоги обсуждали на президиуме облсовета профсоюзов, а материалы собрания вносились в редакционные планы всех газет области.

«Папа специально взял отпуск, чтобы быть со мной во время моего поступления в тот же львовский вуз, который некогда окончил сам, - вспоминает Людмила

Наумова. - Мне было тогда 17 лет, родные, конечно, переживали. Он помогал готовиться, встречал меня после каждого экзамена. Был добрейшей души человек. Вот показательный случай. Когда он руководил «Социалистическим Донбассом», в редакцию по направлению на практику приехала девочка из другой области. Через несколько дней у неё - приступ аппендицита. И папа вместе с другими сотрудниками собрали помощь, ходили проведывать эту совершенно незнакомую девушку. Потом он сообщил её родителям, чтобы те не волновались. Навещали её и после выписки, уже в общежитии, куда он тоже помог устроиться. Для него не было высших или низших чинов. Папа готов был прийти на помощь любому».


Андрей Кривцун.

Теги: Донецк, Донбасс, Донецкая область, Вторая Мировая война, журналист, журналистика, мемориальная доска, редактор
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх