Золотое правило медиков дало сбой, и девочку пришлось оперировать в Донецке

27.10.2013 16:54
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Осенние испытания для десятилетней Юлии Цыбы и её мамы Светы закончились благополучно, их ангел-хранитель Людмила Александровна (в центре) рада, что теперь со здоровьем воспитанницы всё в порядке.
Осенние испытания для десятилетней Юлии Цыбы и её мамы Светы закончились благополучно, их ангел-хранитель Людмила Александровна (в центре) рада, что теперь со здоровьем воспитанницы всё в порядке.

Утром третьего октября в корпункт "Донбасса" позвонили читатели из Снежного и, рассказаво случае, потрясшем их, попросили разобраться, как могло произойти такое.

"Сito!" - значит   быстро. А на деле?

Накануне в полдень в Первомайской школе стало плохо четверокласснице Юлии Цыбе. Учительница Людмила Барвик кинулась к директору, Светлане Чубановой, посоветоваться, что делать. Решили срочно вызывать с работы маму и отправлять Юлю в больницу. На счастье, в тот день в школе находилась педиатр - семейный врач Любовь Давиденко, которая, осмотрев девочку, предположила, что у неё аппендицит, и выписала соответствующее направление, написав на нём: "cito!" - "срочно". Ехать на общественном транспорте было опасно, и Людмила Александровна вызвала карету "Скорой помощи". Фельдшерицы осмотрели девочку и подтвердили предварительный диагноз доктора.

В поликлинике хирург Сергей Звегин (было примерно половина первого) направил её в лабораторию для сдачи анализов. Мама девочки - Светлана - рассказала:

- В лаборатории к нам вышла женщина и сказала, что один анализ стоит десять, другой  - двадцать гривен. У меня с собой таких денег не было, хватило только на баночку для мочи, я её за две гривни в аптеке купила. Я спросила, можно ли бесплатно, а мне ответили, дескать, много вас таких тут ходит. Решила поехать домой, а утром - в больницу.

Правда о таксе

Учительница, выждав  некоторое время, решив, что девочке уже и операцию сделали, позвонила маме. Каково ей было услышать, что та с дочкой... дома.

- У меня вся семья через эту операцию прошла. Я знаю, что, где и сколько… Почему не стали сдавать анализы? Услышала о деньгах, и всё во мне вскипело. Какая оплата, если у ребёнка острый аппендицит! Так и до перитонита недалеко! Спросила, как Юля. Ей плохо, сильно животик болит. Я хорошо знаю эту семью, Света, мягко говоря, очень нерешительный человек, не из тех, кто начнёт права качать даже в такой экстренной ситуации. Снова позвонила директору школы. Та уже была на торжественном собрании (был же канун Дня учителя), но ответила на звонок: "Занимайте у кого-нибудь деньги, раз уж у мамы их нет, везите девочку в больницу, а я сейчас позвоню её бабушке, чтобы та помогла". На перепуганную, заторможенную маму надеяться не приходилось, вызвала я ещё раз "скорую". Деньги принесли Юлины родственники, было с чем к медикам ехать. А вопрос о гривнях не праздный: Света - вдова, работает в заводской теплице, получает копейки.

Часа через три Людмила Александровна снова позвонила Светлане. Та рассказала, что они в стационаре, аппендицит подтверждается, но их отправляют в областную больницу, так как что-то ещё и с кишечником. А в Снежном нет детского хирурга.

- Я поговорила по телефону с дежурным доктором, - рассказала учительница, - попыталась ему объяснить, что в Донецк Светлане не с чем ехать, семья бедная, а там затраты-то будут, наверное, побольше, чем в Снежном! А он мне в ответ, дескать, что вы уцепились за деньги. Как же не "цепляться", днём из-за них Юля анализы не смогла сдать. В газете писали, что в Снежном ребёнку и лапароскопичекую операцию при аппендиците успешно делали! Скорее всего, осложнения начались, нужна была медпомощь высокого уровня. Ночью Юле в Донецке операцию не делали, капельницы ставили, а утром успешно прооперировали. Через неделю мама привезла дочь домой, причём на маршрутке. Зашли они в класс, ребята рады были видеть подружку, в лечении которой помогали и их семьи: мы собрали немного денег, чтобы покрыть затраты. Выглядела девочка хорошо, щёчки розовенькие.

А поразила учительницу… сумма, которую пришлось потратить Свете на операцию. Всего 400 гривен! Это при том, что в Снежном только на медикаменты, шприцы и системы надо было выложить более двух тысяч гривен! О  гонораре врачу никто, конечно, не распространяется…

Эту таксу знают многие. Её подтвердил и главный врач Снежного Алексей Мацаренко, тут лукавить не приходится, медицина финансируется из рук вон плохо, едва хватает средств на заработную плату и энергоносители… В лаборатории, где Юля не смогла сдать анализы, висит объявление: "В связи с временным отсутствием финансирования для приобретения реактивов анализ крови на глюкозу с 14.01.13 производится платно". Это слово "временным" поразило: уже конец октября как-никак… А на противоположной стене висят расценки на платные услуги - платежи по добровольному медицинскому страхованию. Изучив их, можно понять (или предположить), откуда взялись те цифры, которые озвучила Светлана Цыба. Тем более что там есть и такая фраза: "При выполнении исследований на "cito!" стоимость увеличивается на пять гривен".

Главврач Алексей Мацаренко с некоторой обидой отнёсся к расспросам журналиста - дескать, эта тема уже не актуальна, ведь всё благополучно разрешилось. Ответить на такое можно только так: мы пишем для того, чтобы кто-нибудь ещё не попал в такую ситуацию. Да, теперь не доказать, просила ли лаборант деньги, тем более что она уже написала начмеду и главврачу, как рассказала заведующая лабораторией Галина Аверкиева, объяснительные и опровергла всё. Галина Николаевна не верит в то, что лаборант так обошёлся с пациенткой:

- Я 32 года возглавляю лабораторию, впервые сталкиваюсь с такой ситуацией. Да у нас и по страховке таких расценок (10 и 15 гривен) нет.

А с учётом пресловутой наценки на "cito!"?

Почему пациенты уезжают лечиться в другие города

Но приходится согласиться, что доказать это сложно, если вообще возможно. Тут надо говорить о том, во-первых, почему с ургентным (срочным) направлением ребёнка привезли не в стационар, а в поликлинику. "Скорая" недосмотрела? Доктор мог исправить эту накладку. Или при осмотре маленькая пациентка не вызвала у него опасений? Аверкиева несколько недоумевает, почему Юлию вообще послали в лабораторию, а не пригласили в кабинет лаборанта, что положено делать в случаях с пациентами кабинета №1 (поликлинический приём хирурга), а также с детьми, роженицами. А уж тем более если на направлении написано - "cito!" Это она назвала золотым правилом.

Сам же хирург Сергей Звегин вообще не видит своей недоработки. Алексей Мацаренко также подтвердил, что, проведя служебное расследование, комиссия пришла к выводу, что наказывать некого и не за что. Если бы был факт некачественного лечения, другое дело, а тут все и всему нашли объяснение.

- На диагноз "аппендицит" могут указывать и урологические проблемы, на догоспитальном этапе необходимо дообследование, поэтому я и отправил пациентку в лабораторию… - пояснил Звегин. -  И вообще, в первую очередь по закону ответственность за девочку несёт мама, которая не подумала о последствиях.

Звегин  рассказал, что, не дождавшись девочку из лаборатории, позвонил туда, узнал, что их там нет, анализы они… не сдавали. Карточку мама забрала, а узнавать, где она живёт, чтобы поинтересоваться, что случилось, доктор не стал. Он не мог и предположить, что мама отправилась домой, неизвестно на что надеясь. Мол, нередко случается, что больные уезжают в другие лечебницы.

У снежнянцев, например, очень популярны клиники Луганска, не говоря уже о Донецке. Пациент ищет, где лучше лечат. А в случае с Юлей - ещё и дешевле раз в пять. Но тут как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Отдавать двухтысячный долг работнице теплицы пришлось бы долго, хоть и родственники ей помогли, завод выделил 200 гривен. С той суммой, что собрали школьники, как раз покрылись расходы на операцию. Обеспеченным людям такие суммы кажутся смешными, но для простой работницы, которая и сама не блещет здоровьем, это - почти катастрофа.

Алгоритм госпитализации был нарушен

В унисон со Звегиным, подчёркивавшим, что только мама несёт за дочь полную ответственность, философски пояснял ситуацию и Мацаренко:

- Согласно Законам Украины, основанным на Конституции, здоровье - это личное достояние человека, которое передаётся ему по наследству, за здоровье ответственен сам человек, -  сказал Алексей Владиславович. - У ребёнка есть мама, которая в первую очередь отвечает за него. А врач - только за качественное оказание медицинской помощи.

О ценах на операцию Алексей Владиславович сказал, мол, ЦГБ официально работает со страховыми компаниями, аппендицит может стоить от двух с половиной до трёх тысяч гривен. Финансируется здравоохранение известно как, а лампочку в отделение купить надо, и прочих расходов много. Благотворительность пациентов сейчас важна. В больнице подсчитали, что, исходя из заработка доктора, приём одного пациента обходится в… пять гривен. Заместитель городского головы Владимир Кучерявенко, присутствовавший при этом разговоре, для сравнения напомнил, сколько стоит услуга того же парикмахера. Уж никак не пять гривен. Действительно, смешная цифра, но пациент-то тут при чём? Бытовое обслуживание у нас не финансируется из госбюджета, так что стучитесь, медики, в Кабмин, к президенту! Неприлично своё относительное благополучие обеспечивать за счёт светлан, которые не блещут ни сообразительностью, ни шелками с панбархатом, и даже когда речь идёт о здоровье ребёнка, входят в ступор и напора не проявляют.

Да, если согласиться, что с мамы не требовали деньги за "cito!"-анализы, то она, конечно, более чем легкомысленно поступила. Правда, главврач "теоретически" согласился, что "алгоритм госпитализации не был соблюден", с острым аппендицитом надо было не в поликлинику везти ребёнка, а в стационар.

Если бы не Людмила Александровна, которая знает своих воспитанников и их семьи как своих родных, то неизвестно, что бы произошло за ту ночь. Сослагательное наклонение тут, конечно, неуместно. Как и голословные обвинения. Но чувство вины и стыда, думаю, многих должно мучить…


Валентина Постнова.

Теги: Донбасс, здоровье, Донецкая область, Снежное, аппендицит, медицина

Вверх