Журналистское расследование. Выжившему рыбаку россияне предъявили обвинение

13.08.2013 16:22
Распечатать новость Уменьшить шрифт Увеличить шрифт
Марина Николаева сейчас делает всё возможное для того, чтобы её супруга Александра Федоровича признали невиновным.
Марина Николаева сейчас делает всё возможное для того, чтобы её супруга Александра Федоровича признали невиновным.

Александру Федоровичу, перенёсшему две сложнейшие операции после столкновения с российским погранкатером, инкриминируют статью «незаконная добыча водных биологических ресурсов», грозящую двумя годами тюрьмы. Его односельчане с таким решением не согласны и собираются выйти на митинг в защиту земляка. Люди уверяют, что на борту российского «Мустанга» из уполномоченных лиц был один капитан, остальные - дети богатых родителей. Корреспондент «Донбасса» выяснила немало интересных подробностей в этом запутанном деле и восстановила хронологию тех драматических событий на основе рассказов очевидца, родственников погибших, комментариев должностных лиц и специалистов.

Врачи назвали преступником, а ФСБ-шники - трупом

В номере от 20 июля «Донбасс» подробно рассказал о трагедии, случившейся в акватории Азовского моря, в результате которой погибли четверо рыбаков из посёлка Безыменное Новоазовского района. Пластиковую лодку типа «Тунец» с пятью членами экипажа на борту, за рулём которой находился 37-летний Дмитрий Дараган, атаковал российский пограничный катер «Мустанг».

«Тяжеловес» протаранил рыболовецкий баркас, предварительно обстреляв его пиротехникой и, как утверждает очевидец, автоматными очередями. Четверо мужчин оказались за бортом и погибли. Спастись удалось только опытному моряку Александру Федоровичу, которого с пробитым лёгким и травмами доставили в центральную райбольницу Ейска.

Долгое время детали инцидента оставались неизвестными - по большей части из-за того, что, несмотря на официальное заявление украинской стороны, следственные действия на месте трагедии проводили исключительно российские правоохранители - совместные бригады так и не сформировали. Однако «Донбассу» стали известны факты, которые, увы, не красят нашего северного соседа.

В Ейске Александр Федорович перенёс две операции.  У мужчины были сломаны рёбра и пробито лёгкое.

В Ейске Александр Федорович перенёс две операции.  У мужчины были сломаны рёбра и пробито лёгкое.

Дипломатическая возня вокруг выжившего Александра Федоровича началась уже в больнице, когда всем стало ясно, что как только «неудобный свидетель» придёт в себя, он тут же прольёт свет на произошедшее. Такой «расклад» россиян не устраивал, о чём, собственно, они, не стесняясь, заявили в лечебнице. «Когда Сашу привезли в реанимацию и стали готовить к операции, медики отнеслись к нему так, будто он какой-то террорист или маньяк-убийца, - рассказала супруга пострадавшего Марина Николаева. - Мне открытым текстом сказали: «Он преступник, и мы его будем лечить так, как считаем нужным!» Потом пришёл сотрудник ФСБ и начал проводить допрос. Прямо в реанимации, на операционном столе! Он заставлял Сашу подписать бумаги о том, что он якобы виноват и признаёт факт браконьерства. Муж, разумеется, отказался, на что ФСБ-шник ответил: «Раз так, ты - труп, отправишься к своим дружкам на тот свет!». Он запретил врачу вводить Саше общий наркоз перед хирургическим вмешательством и ограничиться местным. В итоге оперировал один врач, второй - приехал только утром, и ему пришлось всё переделывать заново. В общем, разрезали, зашили, и никаких процедур… Палата, где его держали, была совсем не больничная. Это в точности тюремная камера-одиночка - с решётками, маленькой кроваткой для новорождённых и охранниками-пограничниками у дверей».

Александр говорит, что ему настоятельно порекомендовали «держать язык за зубами». То же посоветовали сделать его супруге, и не кто-нибудь, а наш украинский консул. Когда на пятый день трагедии, в морге, в присутствии представителя военной прокуратуры, занимавшегося опознанием тел, Марина заявила, что погранцы таки обстреляли рыбацкий баркас и целились не в воду или воздух, а по самим ребятам, генконсул отрезал: «Зря вы об этом сказали». После этой фразы военный прокурор как будто испарился в воздухе, а в процедуре передачи тел родственникам погибших начались заминки.

Их перевезли в Украину только на пятый день. Брат затонувшего капитана баркаса Дмитрия Дарагана Роман рассказал, что труп он получил в полиэтиленовом пакете, а его самого россияне долго не пускали в морг на опознание. Возникает вопрос: к чему такая секретность? Возможно, ответ кроется в заключении украинских судмедэкспертов, которые после повторного осмотра тел заявили, что «российские коллеги поработали хорошо»? Семьи погибших утверждают, что в телах были обнаружены тщательно замаскированные пулевые отверстия. А это в корне противоречит показаниям российских погранцов о том, что во время погони за нашим катером они подавали только звуковые и пиротехнические сигналы…

«Шли на таран со смехом и свистом»

Чудом выживший после трагедии Александр Федорович рассказал корреспонденту «Донбасса», как в течение нескольких минут после столкновения с российским катером он, раненный, пытался вытащить из воды своего друга Юрия Бойко. «Я видел, что он был без сознания, - вспоминает рыбак. - Успел ухватить его за одежду и продержать тело некоторое время над водой. Но одежда сползла, а вместе с ней ушёл и Юра… Потом оказалось, что он был живой, и умер от того, что захлебнулся водой. Когда подплыли россияне и кинули мне круг, их первые слова были: «Тебе трындец!» Я говорю: мне всё равно, главное, чтобы вы вытащили из воды четверых ребят - они ещё живы! Но те наотрез отказались. Стали в стороне и полтора часа ждали МЧС-ников. А когда прибыли спасатели, они уже никого не нашли».

Александр категорично отрицает версию россиян о том, что рыбаки сами навалились на их пограничный катер. «В момент, когда нас таранили, мы стояли - у нас заглох мотор, - рассказал выживший. - Я как раз был возле двигателя, благодаря чему остался жив. Было ощущение, что над нами забавляются: когда пограничники поняли, что мы не можем оказать сопротивление, они пошли на нас во всю мощь. При этом смеялись и свистели! Для них это была игра, которая для наших ребят закончилась погибелью».

Адвокат Федоровича, Пётр Устименко, как и генконсул Украины Виталий Москаленко, вполне справедливо считают, что оснований для предъявления обвинений к единственно спасённому у россиян не было - по причине отсутствия доказательной базы о совершённых правонарушениях. В постановлении о возбуждении уголовного дела и его принятии к производству от 21 июля все улики сводятся к осмотру места происшествия, который, кстати, произвели на третий день после трагического происшествия. В результате осмотра, якобы в море, в указанном квадрате, были найдены десять лесковых сетей с находящейся в ней рыбой (2504 штуками тарани и 19 штуками судака). В то же время в самой лодке, на которой граждане Украины в тот день вышли в Азовское море, не было обнаружено ни рыбы, ни сетей. «На самом деле, согласно двусторонним договорённостям, акватория Азовского моря является территорией общего пользования, поэтому говорить о том, что было какое-то нарушение со стороны того же Федоровича, мы не можем, - прокомментировал Виталий Москаленко.
- Дело в том, что ни рыбы, ни сеток, ни каких других предметов рыбной ловли на баркасе обнаружено не было».

Действительно, граница по Азовскому морю отсутствует как таковая. С момента развала Союза предпринято несколько десятков попыток переговоров по её установлению, но пока - без толку.

Наталья, вдова погибшего  Юрия Бойко: «Похороны организовывали сами.  Никто не принёс и копейки!»

Наталья, вдова погибшего  Юрия Бойко: «Похороны организовывали сами.  Никто не принёс и копейки!»

Многие эксперты утверждают, что политического компромисса до сих пор не вышло по воле наших соседей. Они совершенно справедливо считают, что граница нужна больше Украине, добивающейся безвизового режима от ЕС, нежели России. А потому - это вопрос геополитического и геоэкономического курса на Таможенный Союз, своеобразный рычаг давления. Сам же статус Азовского моря закреплён в украинско-российском Договоре о сотрудничестве и использовании Азовского моря и Керченского пролива, заключённом в 2003 году. В статье 1 документа сказано: «Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины».

Общественность готовится к митингу

Тем временем на родине Александра Федоровича, в посёлке Безыменное, вовсю гуляют слухи о том, что на борту российского катера якобы находились не пограничники, а самые настоящие «мажоры». Люди утверждают, что это и послужило причиной столь долгого выяснения отношений между нашими государствами. «Лучшая защита - нападение, - уверены селяне. - Оттого и фальсифицировались факты, что им нужно скрыть истинное положение дел».

Косвенно эту информацию подтверждает сам Александр Федорович. По его словам, весь экипаж «Мустанга» был в гражданском, а точнее - в шортах и майках. «Доверие внушал один капитан, - отметил очевидец. - Что же до остальных, сложилось впечатление, что молодёжь просто вышла на прогулку с целью поразвлечься. И случайно наткнулась на нас».

Так или иначе, безыменцы уже собирают подписи в поддержку земляка. А в ближайшее время обещают провести митинг, куда пригласят органы власти и журналистов. Люди недовольны и тем, что, вопреки обещаниям, ни одной семье погибших рыбаков не была оказана материальная помощь. «На похороны собирали всем селом, - рассказала корреспонденту «Донбасса» вдова Юрия Бойко Наталья Дерновая. - Поставили на рынке коробочку, куда все неравнодушные жители бросали деньги. Никакой помощи от россиян или органов местного самоуправления мы так и не дождались».


Елена Харченко. Фото автора.

Теги: Азовское море, операции, пограничники, рыбак, столкновение, обвинение
    • Очаровательная Николь Кидман превратилась в другую знаменитую киноблондинку (ВИДЕО) Очаровательная Николь Кидман ...
    • Оскар-2014: лучший фильм года - "12 лет рабства" (ВИДЕО) Оскар-2014: лучший фильм года - ...
    • Сексуальная Навка и её мужчины приготовили новые трюки!  Сексуальная Навка и её мужчины ...
    • Топ-50 суперголов лучшего футболиста мира! Топ-50 суперголов лучшего ...

Вверх